Новости Санкт-Петербурга онлайн — Карповка

Из огня да в балет. История реконструкции доходного дома Басевича

16 сентября в администрации Петроградского района пройдет общественное обсуждение проекта реконструкции доходного дома Иссахара Басевича. Вопрос о реконструкции дома приобрел острый характер и породил конфликт, в который оказались втянуты многие петербургские организации: от Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) до Академии танца Бориса Эйфмана. «Карповка» вспоминает историю создания проекта реконструкции дома Басевича.

Флешмоб «Спасти дом Басевича: живая цепочка»vk.com/basevish_sos

Доходный дом Иссахара Исааковича Басевича был возведен в 1912 году по проекту архитектора Зазерского, помощником которого был сам владелец дома. Басевич известен как инженер-строитель, принимавший участие в возведении домов на Кронверкской улице и 2-го Елагина моста.

В 2009 году дом расселили, а в 2014 году передали на баланс программы «Молодежи — доступное жилье».

Справка: программа предусматривает безвозмездное предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальной выплаты для приобретения жилья на первичном или вторичном рынках недвижимости Санкт-Петербурга или Ленинградской области в размере 40% от расчетной стоимости жилого помещения и дополнительно по 5% на каждого имеющегося в семье ребенка.

 

«За все то время, что дом Басевича был в программе, он был обследован, признан ремонтопригодным и находился в начальной стадии капитального ремонта. На это было потрачено примерно 6,5 млн рублей из бюджета города, — рассказывает член Президиума ВООПИиК Анна Капитонова. — В 2016 году дом был изъят из программы капитального ремонта и передан Академии танца Бориса Эйфмана. Академия в январе 2020 года решила в итоге реализовать проект сноса здания».

 

Дом Басевичаvk.com/basevish_sos

По словам пресс-секретаря Академии танца Виктории Родецкой, дом Басевича в ведении культурного учреждения никогда не находился.

 

«Академии танца Бориса Эйфмана передано в оперативное управление здание садика на Большой Пушкарской, 9, а не дома Басевича. Дома Басевича в управлении Академии нет. Но в конце прошлого года дом передали в оперативное управление театру Бориса Эйфмана, это разные структуры», — говорит Виктория Родецкая.

 

В восстановленном доходном доме должно появиться общежитие для артистов театра и взрослых воспитанников Академии танца.

Проект реконструкции дома Басевича изначально предполагал сохранение только четырех этажей. После того как концепцию раскритиковали градозащитники, проект отправили на доработку.

vk.com/save_sp_burg

17 августа 2020 года рабочая группа при КГИОП наконец пришла к соглашению по поводу реконструкции дома. Согласно новой концепции, в здании сохранят первые пять этажей, а также воссоздадут шестой этаж, мансарду и конфигурацию дворовых корпусов. Таким образом, дом на Большой Пушкарской улице по плану будет восстановлен почти в первозданном виде.

vk.com/save_sp_burg

 

«Мы относимся к этому скептически, поскольку работа предстоит сложная, и в Петербурге, как правило, это приводит к обрушению, намеренному либо случайному. Далее оставшуюся часть здания сносят, и все отстраивается заново. Но формально да, хотят часть дома сохранить», — говорит Анна Капитонова.

 

И если по проекту реконструкции дома Басевича стороны сумели прийти к какому-то компромиссу, то по другим вопросам прийти к пониманию удастся вряд ли.

Дело в том, что рядом с домом находится типовой детский сад 1960-х годов с зеленой зоной, которую придется убрать, согласно проекту реконструкции.

 

«Многие не хотят, чтобы сносили детский сад и зеленую зону с деревьями, а вместо них возводили восьмиэтажное здание без деревьев, без ничего. Это проблема в целом для микрорайона: отсутствие деревьев, свежего воздуха, комфортного места для прогулок», — говорит Анна Капитонова.

 

Здание детского садаvk.com/basevish_sos

Само здание пустует: садик оттуда выселили два года назад. По словам Анны Капитоновой, в здании за это время успели сделать ремонт.

 

«Несмотря на то, что в районе довольно много детских садов, все они заполнены под завязку. На нашей встрече с администрацией района были жители соседнего дома, которые не могут водить своих детей в детский сад неподалеку из-за нехватки мест. Им приходится водить детей на Каменноостровский проспект, где есть места», — рассказывает представитель ВООПИиК.

 

Виктория Родецкая отмечает, что детский сад № 93, ранее располагавшийся на Большой Пушкарской, переехал на Зверинскую улицу, 28–30, и находится совсем не далеко от первоначального места.

 

«Директор нашей академии вела переговоры с этим садиком, и у его руководства нет никаких претензий к нашему учреждению. Их дети даже ходят регулярно на наши мероприятия, — рассказывает представитель Академии танцев. — У нас нет конфликта со всеми жителями района. Конечно, есть несколько недовольных жителей, но у многих из них даже нет детей, которые могли бы ходить в садик».

 

Детский сад на Зверинской улицеЯндекс.Карты

Виктория Родецкая объясняет, что Академия, функционирующая в формате интерната, при открытии в 2013 году была рассчитана на 135 человек. Впоследствии стало приезжать много детей из других регионов России и из пригородов Петербурга, и на текущий момент в интернате проживает более 180 детей. Поэтому руководство Академии и задумалось о расширении в 2016 году.

 

«Мы даже не успели набрать свою полную мощность. Плюс, у нас скоро откроются новые специальности, например, светорежиссура. Следовательно, появятся новые ученики», — говорит представитель Академии танцев.

 

Еще одной проблемой соседства с домом Басевича являются регулярные пожары, происходящие в здании ежегодно. В 2013 году, после окончательного расселения, дом подожгли трое людей без определенного места жительства. В 2016 году здание умудрились поджечь три раза за одну неделю, после чего в Смольном задумались о передаче дома Академии танца Эйфмана. Академия тогда от здания отказалась.

 

«Местные жители говорят, что до 2016 года в доме нелегально проживали работники ЖКХ, и пожары начались из-за конфликтов между администрацией и этими работниками. Но и сейчас пожары постоянно случаются», — рассказывает Анна Капитонова.

 

По словам Виктории Родецкой, пожары — проблема всех заброшенных зданий в Петербурге, не только дома Басевича:

 

«Пожары в доме происходили всегда, и в 2008 году, и в 2013-ом... В такие дома любят заглядывать подростки, и иногда там находят ночлег люди без определенного места жительства, поэтому случиться может всякое».

 

Представитель ВООПИиК отмечает, что за состоянием здания должна следить организация, в чьем оперативном управлении оно находится.

 

«Не обеспечены ни охрана, ни адекватная консервация, ни кровля не устроена над домом, что, конечно, является причиной многих проблем здания», — рассказывает Анна Капитонова.

 

Она считает, что это многое говорит об отношении театра Бориса Эйфмана к культурному наследию Петербурга и к дому Басевича в частности.