Летний сад для петербуржцев откроют 28 мая. «Микс» — так называют редевелопмент сада инициаторы. «Аттракцион для непритязательного туриста» — сожалеют специалисты.
Летний сад для петербуржцев откроют 28 мая. Сейчас там наводят лоск. Торжественное открытие запланировано на 27 мая, а на следующий день сад будет уже доступен для прогулок горожан. «Микс» — так называют редевелопмент сада инициаторы. «Аттракцион для непритязательного туриста» — сожалеют специалисты.
Реконструкция Летнего сада началась в июне 2009 года. Инициатором выступил Русский музей, филиалом которого является сад. Несмотря на широкие протесты общественности, за прошедшее время причастным к работам удалось освоить 2,3 млрд рублей. Генеральным подрядчиком все это время было ООО «Профиль».
Главной задачей реконструкторов, по официальной версии, стало превращение Летнего в регулярный сад петровской эпохи. Для этого были воссозданы с нуля восемь фонтанов, еще один — «Лакоста» — музеефицировали и оставили для открытого просмотра под стеклянным куполом. «Меня часто спрашивают: зачем восстанавливают фонтаны? Потому что Фонтанка в честь них названа», — попытался убедить заместитель директора Русского музея Владимир Баженов.
Созданы пять боскетов («павильонов» из деревьев или кустарников). В одном из них — Голубятне — будет открыт музей археологии Летнего сада. Вместо прежних мраморных скульптур, стоявших вдоль аллей, установили новые — из пластика. Это, по мнению авторов идеи, позволит их сохранить надолго.
Чтобы осветить зеленую зону, вырубили более сотни деревьев, из которых, по официальным данным, 32 были здоровыми.
Восстановлена изначальная архитектура Невской ограды — с тремя воротами, а не одними, как было еще недавно. Ее перекрасили. «На основании изученных иконографических материалов установлено, что во второй половине XVIII века решетка и ворота были черного цвета, в то время как при поздних реставрациях практиковалось их окрашивание в серый», — пояснили в КГИОПе. По старинным технологиям, ограда окрашивалась методом воронения — с помощью растительного масла, которое выгорало при температуре 400 градусов и становилось черным либо коричнево-золотистым. Однако сейчас красить будут современным способом, добавили в комитете.
Член совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик заявил корреспонденту «Карповки», что ограду нельзя было трогать: «На сегодняшний день ничего от этих ворот не сохранилось. Ну кроме кое-каких чертежей и двух не очень совершенных фотографий. Таким образом, мы имеем важнейший художественный элемент всемирно известной решетки, который новодел на 100%! Его не нужно было воссоздавать вообще, нужно было оставить так, как было! Да, с нарушением той композиции, но неправильность композиции решетки есть следствие исторического события».
На взгляд господина Мильчика, то, что произошло в Летнем саду, является «эффектной театральной декорацией» для неосведомленных туристов. Теперь он больше новодельный, чем исторический. Помимо отстроенных с нуля павильонов и фонтанов при Летнем дворце Петра I воссоздан гаванец, но без воды — ее имитирует синяя плитка. Крыльцо дворца «новодельно даже не на 95, а на 100%, сделано целиком из новых материалов и на основе гипотетических разработок авторов проекта».
Но от незначительного количества элементов реконструкторы все же отказались. Не появилась Большая оранжерея (осталась только Малая), не отрыт заново канал, разделяющий Летний сад на две части примерно посередине, не появился мостик через этот канал, уменьшилось количество фонтанов.
«Исходная задача была очень простая — как можно сильнее увеличить объем расходуемых средств, чтобы увеличить откат, вот и все», — уверен журналист Михаил Золотоносов. Он считает, что инициатором перестройки было не важно, в каком виде представлен Летний сад, и в результате его погубили.
«Изготовлен фантазийный сад по недоброкачественному с точки зрения концепции проекту — собрали все, что в разное время было... Они создали такой „Диснейленд“. Они взяли старика и загримировали его под молодого. Это все равно, что афинский акрополь „ЛенспецСМУ“ начнет достраивать», — сыронизировал господин Золотоносов.
«Мы утратили в значительной мере тот памятник в состоянии на XIX век, каким он дошел до нас, и получили набор сомнительных новоделов. Они восстановлены не по документам — это вольные фантазии современных авторов», — заявила корреспонденту «Карповки» журналист Татьяна Лиханова.
Она напомнила, что, по закону об объектах культурного наследия, в отношении памятников возможна только реставрация. То, что произошло в Летнем саду, — это реконструкция с многочисленными элементами нового строительства. «Я продолжаю настаивать, что подобные действия по отношению к памятнику невозможны. Кроме того, существует Венецианская хартия, предусматривающая, что в случае, если памятник претерпевал со временем изменения, то реставратор должны не снимать позднейшие напластования, а сохранять то, что сохранилось», — говорит Татьяна Лиханова.
Фото: Дениса Панова
кгиоп, объект_летний-сад, реконструкция-зданий, реставрация, русский-музей, сады-и-парки, совет-по-сохранению-наследия
Праздник на Большом каскаде входит в программу Года Культуры.
Благодаря активной позиции местных жителей удалось защитить территорию Подковыровского сада от застройки.
Конкурс на установку систем наружного освещения и художественной подсветки будут объявлять заново.
Новый стадион Обуховского завода с искусственным покрытием и крытыми трибунами на 700 мест был построен в сжатые сроки.
Горожане протестуют против предполагающихся сносов внутри исторического памятника и требуют вынести проект реставрации здания на публичное обсуждение.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Мария
Погубили знаковый памятник , вместо того чтобы поддерживать и сохранять. удивительное недомыслие и наглость.
Vol
Был, понравилось, не понимаю возмущающихся горожан
Андрей
Возмущаются те, кто больше не на что попросту не способен. Единственная возможность заявить о себе.
катя
по-моему, зря люди возмущаются. красивое место. вычищенное. «новодел» — это стекло и бетон. вот тогда было бы действительно из-за чего негодовать. а здесь всё в восхитительном барокко-стиле, сверкает и журчит, тени деревьев обеспечивают прохладу, мелкий гравий под ногами хрустит, как и прежде, рай! нигде такого нет! Летний Сад был моим любимым местом с детства, и после реставрации остаётся им!
весовщик
@Антон
а вы в курсе, что лет 20-30 тому назад неизвестный ночью там разбил н-ное число мраморных оригиналов ?
дело было при ссср и точной инфы нет, одни слухи
Антон
копии заместо оригиналов скульктур это ужас... какой это тогда музей, зачем они тогда вообще нужны, можно было фотографии сделать и расклеить тогда уж... теперь нету уже никакой связи эпох, это реально лишь красивый новодел. игрушка. историческая ценность почти нулевая.
jeni
Подмоченная репутация петергофских фонтанов-
o-kalnickoi.livejournal.c...6386.html#cutid1
весовщик
реставратор должны не снимать позднейшие напластования, а сохранять то, что сохранилось
------------------------------
интересно, это также относится и к садово-парковому искусству ?
подобные действия по отношению к памятнику невозможны
------------------------------------------------------------------------
догадываются ли об этом люди заполняющие каждый год Верхний и Нижний сады Петергофа ?