12 сентября 2014 , пятница 13:00
RSS
Колонки
16:43, 29.07.2013

Мощный аккорд в архитектурной симфонии 

Алексей Ерофеев, член правления петербургского Союза краеведов

Относительно архитектуры советского периода чаще всего приходится сталкиваться с негативными оценками. Возможно, для городов, где, кроме стандартных домов массовых серий, не было ничего создано, это и справедливо. Что же касается Петербурга, правильней, конечно, сказать, Ленинграда, ибо советским, да и то с натяжкой, Петербург был всего лишь три месяца, то надо пристальней взглянуть в его лицо.

Относительно архитектуры советского периода чаще всего приходится сталкиваться с негативными оценками. Возможно, для городов, где, кроме стандартных домов массовых серий, не было ничего создано, это и справедливо. Что же касается Петербурга, правильней, конечно, сказать, Ленинграда, ибо советским, да и то с натяжкой, Петербург был всего лишь три месяца, то надо пристальней взглянуть в его лицо.

И окажется, что в послевоенные годы, до известного хрущевского постановления об устранении архитектурных излишеств, в историческом центре города не было построено ни одного здания, диссонирующего со сложившейся дореволюционной застройкой. А были такие, которыми можно любоваться до бесконечности, как выдающимися памятниками зодчества. Не конкретно советского, а вообще зодчества.

Один из них расположен на углу набережной Фонтанки и улицы Пестеля.

Улица Пестеля, 1

«Это один из лучших жилых домов Ленинграда». Такими словами охарактеризовал в 1947 году председатель президиума Академии архитектуры Лев Руднев только что построенное по проекту Евгения Левинсона в соавторстве с Андреем Грушке здание.

В 1930-х годах стоявший на этом месте дом конца XVIII столетия снесли по причине его ветхости. Существовал оригинальный проект дома с башней, выполненный в стиле конструктивизма Яковом Рубанчиком, однако по ряду причин он был отклонен. Не в последнюю очередь из-за того, что такой дом нарушал силуэт набережной Фонтанки на столь ответственном участке исторического центра.

А через два года после победы в Великой Отечественной войне появился «один из лучших домов Ленинграда». И с этим утверждением архитектора Руднева (автора ансамбля Марсова Поля) невозможно, да и не нужно спорить. В нем, поставленном на сохранившемся фундаменте, все гармонично. Он тактично вписан в исторический облик города. Притом что архитектурное убранство его довольно строгое, особенно в сравнении с соседними домами-аристократами, левинсоновское здание в то же время выглядит весьма монументальным.

В нем чувствуется мощь государства, победившего в жестокой войне. Военная тема отражена и в медальонах, украшающих фасад. На них изображены профили советского воина, женщины — труженицы тыла, а также Нарвские ворота, которые символизируют ратную славу Отечества. Нелишне вспомнить, что Нарвские ворота часто присутствовали на плакатах периода войны и блокады.

Эти медальоны роднят советский дом с окружающими, украшенными фамильными гербами и различными медальонами, но одновременно выделяют его как памятник другой эпохи. И в этом тоже огромное достоинство архитекторов. В первую очередь, конечно, Евгения Левинсона, сущность творческой натуры которого тот же Руднев еще за год до постройки дома на улице Пестеля определил следующими словами: «Одна из самых существенных сторон его работ — это, прежде всего, искренность, та искренность, которая является основой для всякого искусства».

Принято считать, что архитектура — это застывшая музыка. Дом № 1/12 у Пантелеймоновского моста — это мощный аккорд в неповторимой архитектурной петербургско-ленинградской симфонии.

Фото: Дмитрия Ратникова





Ссылки по теме:
karpovka.com: 11.09.2014

На днях стало известно о том, что Минрегионразвития будет расформировано, а его функции по экономическому и территориальному планированию и градостроительному зонированию поделят между Минэкономики и Минстроем. Эта весть не могла не всколыхнуть и без того переполненное проблемами петербургское градостроительное сообщество.

karpovka.com: 26.08.2014

Иосиф Лангбард всю жизнь считал себя ленинградским архитектором. Но главным городом, облик которого в значительной степени был сформирован Иосифом Лангбардом, стал Минск. Дом правительства, здание Академии наук и Дом Красной армии — эти здания украшают белорусскую столицу.

karpovka.com: 16.07.2014

Считать надписи, сделанные на памятниках более века назад, искусством или вандализмом и стоит ли их в таком случае сохранять и показывать общественности — вопрос спорный.

karpovka.com: 14.07.2014

С марта 1964 года по сентябрь 1965-го Иосиф Бродский жил в деревне Норенская. На днях стало известно, что сейчас в этой деревне планируют открыть музейно-выставочное пространство «Иосиф Бродский в Норенской». Время, проведенное в деревне, позже Бродский назовет самым счастливым.

karpovka.com: 05.07.2014

В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»

Комментарии читателей к материалу

  1. garde

    04.08.2013 в 20:33 #1 Отв., Цит.

    @читатель

    Коль НЕ ПОНЯЛ, так лучше и не светиться своим дилетантизмом. :)

    Раз я Пикассо не понял, то значит как Нацисты делали — взять да снести на помойку «дегенеративное искусство»!?.

    Да, ВЫ батенька, коль ничего не поняли ни в истории ни в эстетике, так и не мучайтесь писаниями и откровениями малоискушенного человека.

    Вы интересовались при чем тут Сталин — ответ надеюсь ясен.

    Конструктивизм — общепризнанное в мире высочайшее достижение советской архитектуры. Дикие в эстетическом образовании и малообразованные люди пишут такие детские бредни вроде того, что Вы тут изложили. :) Не советую вам где-либо еще откровенничать в таком стиле — сразу понятно, что человек не в теме.

  2. читатель

    04.08.2013 в 19:37 #2 Отв., Цит.

    @garde

    Читатель — «знает».

    НО! Вам-то, вероятно, повезло: Вам дано жить среди ПОДЛИННИКОВ, творений Кваренги и Росси. Мне же повезло меньше: в моем родном городе творений неизвестных вам крепостных архитекторов 19 века выжило, в том числе и не без участия творцов «бесценного конструктивизма», домов двадцать не больше. А с последователями Штакеншнейдера и Мессмахера и вовсе не повезло. В результате во всем городе только десяток кварталов «сталинок» и могут порадовать глаз как цельностью замысла (застраивались целые кварталы — как и учил Росси), так и (некоторые) качеством исполнения (облицовка искусственным камнем, обилие гирлянд и венков). В то же время, конструктивистские творения первых пятилеток выполненные, в том числе, по американским проектам я с детства воспринимал как уродство и другого отношения к этим стекло-бетонным параллелепипедам не могу ни понять, ни оценить. Простите за прямоту, но обожаю Санкт Перебург именно за органичное сочетание разных стилей и ... редкость «конструктивизмов»

  3. Andy

    04.08.2013 в 00:17 #3 Отв., Цит.

    @вЪсовщикъ

    Ну, Ярема как раз и прокололся на этих «домиках с колоннами»: karpovka.com/2012/09/26/66406/

  4. вЪсовщикъ

    03.08.2013 в 23:56 #4 Отв., Цит.

    @garde

    Козев и Ярема с вами не согласятся...

  5. garde

    03.08.2013 в 20:49 #5 Отв., Цит.

    @читатель

    Коль читатель не знает: рекламируемый дом представляет стиль, навязанный обществу сталинским тоталитарным режимом. ВКПб и НКВД насаждали с серидины 1930-х гг. насильно этот неоклссический стиль как ЕДИНСТВЕННЫЙ официально разрешенный для употребления. Жестокая цнензура не допускала никаких отклонений от одобренного партией Сталина стиля в архитектуре: от общественного туалета и проходной какой-то рембазы до горсовета и ДК все здания должны были быть в одной партийной архитектурной униформе — в сталинской неоклассике. Такова историческая правда. Не все хотят это вспоминать, а иные и не знают, убаюканные сказками о том, что все советские архитекторы как один в едином порыве бросились штудировать увражи и творения Палладио наплевав в одночасье на великие всемирно признанные достижения архитектуры конструктвизма. Им де так ВДРУГ ВСЕМ в один момент захотелось...а попробовали бы они НЕ ЗАХОТЕТЬ в том режиме.

  6. читатель

    03.08.2013 в 19:53 #6 Отв., Цит.

    garde

    При чём ТУТ Сталин и сталинизм? Автор просто дом похвалил за «попадание» в стиль окружающей застройки...

    В любом случае, в отличии, от Марииинки-2 на него посмотреть приятно!

  7. Инженер

    01.08.2013 в 12:04 #7 Отв., Цит.

    @Ученик зодчего

    Не усложняйте...

  8. Ученик зодчего

    31.07.2013 в 17:52 #8 Отв., Цит.

    @garde

    Узость представлений о том что такое современность в архитектуре свидетельствует о невежестве. «Смелость и новаторство» — лишь легковесный лозунг, за которым стоит личина и оскал элементарной финансовой алчности, пытающейся оправдать строительный экстремизм.

  9. Almak

    30.07.2013 в 22:59 #9 Отв., Цит.

    @garde

    Привет, sperling :)

  10. 257

    30.07.2013 в 15:47 #10 Отв., Цит.

    Самое интересное в этом доме — его острый угол ,выходящий на перекресток ,остальное действительно попало в стиль

  11. Инженер

    30.07.2013 в 13:26 #11 Отв., Цит.

    ...Просто дом своего времени, своего стиля, причем с ленинградской сдержанностью, в этом и плюс, в целом-не выбивающийся из контекста набережной.

    Особо превозносить нет смысла, но и ругать-тоже.

  12. garde

    30.07.2013 в 09:50 #12 Отв., Цит.

    Кому-то очень хочется возбудить почитание архитектурного сталинизма в нашем общественном мнении, склонить обывателя к положительному восприятию этих сталинских комодов... :) Есть такое сообщество идейных наследников махровой обветшалой неоклассики, которым все неймется и хочется протащить свои эстетические идеалы прошлых веков в современность не мытьем так катаньем. Для этого видимо нужны такие ВБРОСЫ в публику таких одиозных восторгов, характерных для 1940-х гг.

    Но все уже повзрослели кроме пары активных тут комментаторов, которые по-прежнему ходят в коротких штанишках 1940-х гг. и пытаются заразить всех своим бравурным отношением к сталинским поделкам.

    Довольно сталинизма в архитектуре, дорогу смелому и новаторскому в зодчестве.

    Хватит толочб неоклассическую воду в растрескавшейся давно сталинской лагерной ступе.

  13. вЪсовщикъ

    29.07.2013 в 23:52 #13 Отв., Цит.

    всеядный был мастер...и в конструктивизме поработал. и в АрДеко, и вот в сталинском ампире

    а на склоне лет — и в хрущевском модернизме ( ДК на пр ОбОбороны)

  14. Мимо шел

    29.07.2013 в 22:09 #14 Отв., Цит.

    Там рядом еще пачка аналогичных шедевров — дом с доской мужественным защитникам полуострова Ханко и угловой дом Пестеля с Моховой...

  15. Макс

    29.07.2013 в 21:55 #15 Отв., Цит.

    Здание на самом деле больше похоже на банк или полицейскую управу ;)

    О его художественной ценности говорить смешно... а, восхищаться и подавно

Комментарий*:
Да! Я не робот и знаю, что: 
7 − = пять
 
Интересное
трк голливуд
Жители Коломяжского проспекта вот уже как два года вынуждены мириться с возведенным у станции метро ...
граффити
Нашумевшая история с граффити-портретом Виктора Цоя на улице Восстания заставила наконец ...
Сенная площадь
В недрах Смольного созрел проект реконструкции Сенной площади. Не спрашивая мнения общественности, ...
Дача Безобразова
Вот уже несколько лет в Петербурге решают судьбу дачи Безобразовых — Жерновки. Сейчас в ней ...
транспорт Петербург
В обозримом будущем вызывающий массу нареканий общественный транспорт Петербурга станет более ...
Короткой строкой
Мнение читателей
Евгений
2014-07-08 19:27:56
Светофор сегодня уже работает в новом режиме, успеваю перейти дорогу. Спасибо большое!
Фотопроекты
Коммуналка Пестеля
29.05.2014

«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.

«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.

«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».

Мариинка2
02.06.2014

Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.

Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».

Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Плэйлист на выходные: Кирилл Иванов, СБПЧ
«Мы паразитируем на Микеланджело»
События недели 11—18 сентября
«Киноплакат из собрания Русского музея»
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

День рождения Милен Фармер
«Царь Горы» пройдет в субботу под Петергофом
Невский проспект перекроют на время крестного хода
Депутаты хотят запретить алкогольные энергетики
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети
  • Вконтакте

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2014. 16+
[email protected]
Телефон: 3209308.
Адрес: 192025, Санкт-Петербург,
Магнитогорская, 51 лит.Ж
Читайте лучшие - новости Санкт-Петербурга, новости строительства и архитектуры, а также транспорта на нашем сайте.
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно. «Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320

Наверх