Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
За последние 30–40 лет из петербургских дворов, парков и скверов постепенно исчезали фонтаны. От многих не осталось иных следов, кроме старых фотографий и воспоминаний пожилых петербуржцев. Но жителям Лиговки-Ямской повезло — в скором времени горожане смогут увидеть «второе рождение» Афродиты в саду Сан-Галли. Уже в 2015 году фонтан со скульптурой будет запущен, говорят в Водоканале.
За последние 30–40 лет из петербургских дворов, парков и скверов постепенно исчезали фонтаны. От многих не осталось иных следов, кроме старых фотографий и воспоминаний пожилых петербуржцев. Но жителям Лиговки-Ямской повезло — в скором времени горожане смогут увидеть «второе рождение» Афродиты в саду Сан-Галли. Уже в 2015 году фонтан со скульптурой будет запущен, говорят в Водоканале.
Непростая судьба постигла фонтан, нареченный когда-то горожанами «Рождение Афродиты», — изначально как такового названия у произведения не было. С 1870-х годов он украшал сад Сан-Галли, что на Лиговском проспекте, рядом с особняком петербургского промышленника Франца Сан-Галли (Лиговский проспект, 62) и его бывшим чугунолитейным заводом (корпуса которого были снесены в 2008 году). Скульптуру фонтана из сада убрали в 2000 году, на тот момент не питая особых надежд на восстановление — уж больно изуродовали чугунную богиню время и петербургский климат. Сейчас фонтан засыпан и представляет собой горку, засаженную газонной травой.
Попытки восстановления фонтана заявлялись неоднократно. Сначала помешал кризис, потом из-за вечного недофинансирования не состоялась и вторая попытка. В прошлом году Водоканал объявлял конкурс на разработку проекта восстановления, правда, сроки самих работ оставались неизвестными.
Как выяснила «Карповка», фонтан со скульптурной группой снова появится в Сангальском саду уже в будущем году, а в 2015-м будет запущен. Об этом корреспонденту поведал официальный представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Значимость настоящего известия отмечена тем, что в 2013 году исполнилось ровно 160 лет с момента основания завода Сан-Галли.
Сейчас завершается разработка проекта реконструкции фонтана в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, полученным от КГИОПа. Авторы проекта — специалисты фирмы ООО «Ялта». Правда, вместо оригинала скульптуры фонтана будет установлена копия. Оригинал восстановлен и уже около семи лет стоит в здании КГИОПа — к истории воссоздания мы обратимся далее.
Реконструкция фонтана в саду Сан-Галли входит в адресную программу развития фонтанов и фонтанных комплексов на 2012–2015 годы, утвержденную правительством Петербурга, сообщает Водоканал. Объем работ очень большой, поскольку фонтан был передан в ведение Водоканала в неработающем состоянии. Необходимо проложить сети водоснабжения и канализации, воссоздать чашу, изготовить копию скульптуры Афродиты, выполнить работы по благоустройству.
Чтобы понять непростую судьбу фонтана и то, почему оригинал Афродиты будет находиться в здании КГИОПа, надо обратиться к истории создания скульптурной группы фонтана.
Пока Франц Сан-Галли пребывал в Париже, на его заводе в Петербурге отливали скульптуру Афродиты. Предположительно по проекту Ивана Горностаева, который также является автором чугунной решетки Сангальского сада.
Краевед Надежда Осокина, долгое время изучавшая биографию и деятельность Франца Сан-Галли, сообщила, что в начале 1990-х годов из Тулузы в Петербург прибыл правнук петербургского промышленника, Димитр Сан-Галли. Он посетил завод прадеда, общался со старейшим сотрудником завода Александром Щеколдиным и после выслал ему копию автобиографии Франца Сан-Галли и фотографию скульптуры Афродиты с пояснением: «Женская скульптура во дворе особняка Сан-Галли представляет собою, возможно, Александру, маленькую подругу, утонувшую в Неве в 19 лет». Такое трогательное посвящение трагической юношеской любви вполне в духе Сан-Галли, искреннего и страстного поклонника женщин, о чем он честно пишет в своей биографии.
Вернемся же к созданию самой скульптуры. Мастера завода допустили брак, и поверхность фигуры покрылась «рытвинами». Тогда Афродиту отнесли в гальваническую мастерскую, где отлитую в чугуне скульптуру покрыли гальванической медью, а медное покрытие было прочеканено. В этом-то и была роковая для богини ошибка. Медь при увлажнении начинает разрушать чугун — об этом, кстати говоря, знали еще мастера Средних веков и Ренессанса, и почему такой брак был допущен в конце ХIХ века, остается загадкой. Вскоре начались процессы ржавления чугуна.
Сама скульптура предназначалась для зимнего сада дома Сан-Галли, где и простояла первое время. Но после революции Афродиту выставили на улицу. Дожди и снег ускорили процесс коррозии: влага стала проникать через поры меди, и чугун внутри быстро проржавел. Позже ржавчина стала отрывать медь со скульптуры, поверхность стала «шелушиться». В итоге фигура вовсе потеряла свой облик.
Как рассказали «Карповке» в группе компаний «Интарсия», реставрировавшей «Рождение Афродиты» с 2000 по 2002 год, богиня в конце 1990-х годов была переведена на баланс Водоканала. Перед реставрацией КГИОП рассматривал возможность лишить скульптурную группу охранного статуса памятника регионального значения — на тот момент утрата авторской поверхности составляла 90%.
Однако мастерам компании «Интарсия» удалось отреставрировать скульптуру. За два года были восполнены утраты скульптурной группы, восстановлена прочность треснувшей раковины, из которой выходит Афродита, восполнена медная оболочка и, что особенно важно, между ней и чугунной основой была создана тончайшая прослойка из олова, предохраняющая от коррозии. Реставрация обошлось в 1,35 млн рублей. Скульптура воссоздавалась по единственной старой фотографии. «Афродите» для сохранения своей красоты предписано не появляться на улице.
В последние годы замена исторических скульптур и фонтанов копиями стало обычной практикой в Петербурге. Так, были заменены скульптуры и воссозданы фонтаны Летнего сада, таким же образом происходит замена скульптур фасада Нового Эрмитажа.
Фото: Ольги Головиной, Дмитрия Ратникова
На улице похолодает.
В здании планировали открыть фуд-холл.
Женщина получила тяжелые травмы.
Жилой комплекс начали строить в 2005-ом.
Двор закрыли строительной сеткой.
Вместо утомительного путешествия — отдых для всей семьи.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: [email protected]
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!