Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Геометричные творения архитекторов XX века в обзоре «Карповки».
Футуристические сооружения ХХ века выглядят инородно среди доходных домов и величественных соборов Петербурга. Градозащитники называют необычные здания жемчужинами мировой архитектуры, а жители недоумевают, как они вообще затесались в наш город. «Карповка» выбрала самые оригинальные сооружения прошлого века и попыталась разобраться, зачем они Петербургу.
Статус: региональный памятник
В марте вокруг разрушающейся фабрики разгорелся новый скандал. Градозащитники заговорили о необходимости снести соседнюю новостройку, поскольку она «портит восприятие памятника конструктивизма».
Теплоэлектроцентраль фабрики «Красное знамя» на Пионерской, 53, — единственное сооружение немецкого архитектора Эрика Мендельсона в России. В 1926 году он построил по заказу Ленинградского треста комплекс зданий для фабрики с доминантой — силовой подстанцией. Для ленинградских архитекторов она стала образцом нового стиля, а для мировых экспертов – ключевым произведением промышленного авангарда.
В народе подстанция получила название «дом-корабль», а производились там прозаичные чулки и носки. «Форма корабля должна была привезти в Россию современность. Мендельсон видел разрыв между чаяниями раннесоветского времени и его реалиями. В подстанции нет той повторяемости, которой могут грешить другие модернистские постройки. Но самое потрясающее в ней — интерьеры, залитое светом высокое пространство. Что-то подобное можно испытать в старом готическом соборе», — отмечает архитектурный критик Мария Элькина.
В 2006 году бизнесмен Игорь Бурдинский выкупил территорию, на которой находится законсервированная ТЭЦ, и планировал создать там культурное пространство. Однако в 2012 году он обанкротился. Фабрику передали другому предпринимателю — Ивану Архипову, директору по развитию «Балтийской коммерции». Сейчас предприятие возводит около ТЭЦ элитный жилой комплекс «Дом Мендельсона», который пообещали сдать в 2019 году.
Новостройка возмущает градозащитников, уверенных, что она нарушает восприятие исторического памятника. Активисты требуют снести здание, пока не поздно, а заодно включить ТЭЦ в список ЮНЕСКО. Параллельно власти думают о реставрации подстанции. На днях эксперты собрались, чтобы порассуждать, чего достойно историческое здание. Среди идей прозвучало создание в нем музея античной скульптуры по аналогии с подобным в римской ТЭЦ. Архипов не против отдать станцию властям за символическую плату, но только после того, как они определятся с идеей.
Определились власти пока только с одним — реставрации быть. Что конкретно делать с необычным зданием, Албин пообещал решить позже. По мнению Марии Элькиной, городу не удастся сохранить подстанцию. «Реконструкция будет сделана, вероятно, настолько неподходящими методами, что об аутентичности и в научном, и особенно в визуальном отношении говорить будет затруднительно», — добавляет эксперт.
Статус: региональный памятник
Башня на 25-й линии Васильевского острова, 4, — еще одно «красное» здание, рядом с которым поселился современный жилой комплекс. Только в отличие от «Красного знамени», у «гвоздильщика» перспектива реставрации туманна.
Первый чугунолитейный завод на этом месте появился еще в XIX веке. В ХХ веке он превратился в железопрокатный и получил название «Красный гвоздильщик», а в 1930-х дополнился водонапорной башней канатного цеха. В своем сооружении архитектор Яков Чернихов соединил две геометрические формы: параллелепипед и цилиндр. По задумке автора, конструкция представляет символ предприятия — огромный гвоздь.
«Водонапорная башня — единственный реализованный проект великого архитектора-визионера Якова Чернихова. Если отвлечься от ее ветхости, увидишь невероятную элегантность. Чернихов открыл миру новые пути воображения, метод, из которого могут рождаться архитектурные формы», — комментирует Элькина.
В 2013 году финское предприятие Lemminkainen снесло корпуса завода «Красный гвоздильщик», чтобы построить на их месте жилой комплекс «Илматар». Водонапорной башне повезло — ее сохранили как памятник архитектуры. Финны пообещали отреставрировать канатный цех с башней и создать там лофты.
Однако через два года скандинавы вышли из проекта и передали его Setl Group. Вместе с новым хозяином ЖК сменил и имя – теперь он называется «Палацио». Элитное жилье обещают сдать в конце 2018 года. После смены застройщика о лофтах в башне больше не слышно, вместо этого новый хозяин заявил о планах разместить там ТРЦ.
Сейчас заброшенная башня постепенно разрушается. Особый тленный колорит ей придают выбитые окна, уродливые граффити и строительные отходы. При этом для зарубежных экспертов она остается шедевром советского конструктивизма. По словам историка архитектуры Маргариты Штиглиц, во время международного съезда специалисты в первую очередь захотели посетить не петровские шедевры, а каменный «гвоздь».
Статус: федеральный памятник
Дворец культуры на Большом проспекте Васильевского острова, 83, проектировался как самый крупный в стране. По словам историка архитектуры и члена ИКОМОС Александра Кречмера, «монументальное здание сочетает в себе выразительную конструктивистскую композицию и модернизированную классицистическую отделку». Строительство «социалистического дворца» началось в 1930 году на Смольнинском поле и шло с большими перерывами. Неосуществленный проект театрального зала на 4000 человек стал прототипом для БКЗ «Октябрьский», введенного в строй в 1967 году.
«Здание относится уже не вполне к авангардной архитектуре, здесь сталкивается модернизм и декоративный стиль, то, что в Европе называют ар-деко. Это одна из лучших работ Ноя Троцкого, в ней точно отразился дух времени. Эстетика здания близка, пожалуй, к тому, что мы видим в фильме «Метрополис» Фрица Ланга — футурология, которая, однако, опирается на традиционные основы», — рассказывает Мария Элькина.
В начале XXI века парадную площадь перед дворцом начали застраивать высотными зданиями «Биржа», «Финансист» и «Престиж». «Жесткие силуэты высоток находятся в резко противоречии с характером застройки не только площади, но и значительной части Васильевского острова. Эти здания исказили композицию ансамбля и стали чужеродными высотными элементами в исторической невской панораме города», — заключает Кречмер.
В 2014 году началось строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от «Спасской» до будущей станции «Морской фасад», в связи с чем на Большом проспекте появился громоздкий шахтный комплекс. Историк считает, что новое строительство фактически привело к разрушению ансамбля Дворца культуры, ранее парадно раскрытого к Большому проспекту.
Сегодня почти половина объекта культурного наследия федерального значения находится в аварийном состоянии. Обрушились крыши над кино- и театральным залами. Это не мешает сдавать помещения в здании под оригинальные мероприятия. Согласно афише, там проводят встречи кактусистов, распродают шубы датских мастеров, танцуют на ретро-дискотеках под музыку диджея Пузырева и наряжаются в маскарадные костюмы от фирмы «КАПУSSТА». В библиотеке расположились бильярдный клуб и пивной бар, в театральном корпусе — шиномонтаж.
Александр Кречмер уверен, что наряду с классическими ансамблями Петербург стремительно теряет и ансамбли ленинградского конструктивизма. По его мнению, это важная проблема охраны историко-культурного наследия города, которую необходимо срочно решать.
Статус: федеральный памятник
Школу в виде серпа и молота построили в 1925–1927 годах на проспекте Стачек, 5, в качестве эксперимента. Революционной была не только форма здания, но и его содержание. В строении разместили привычные для современных, но передовые для советских школ удобства: мастерские, лаборатории, читальный зал, актовый и физкультурный залы и даже обсерваторию.
Каждый из пяти блоков здания имел свое предназначение — в дугообразном корпусе учились старшеклассники, а в прямоугольном — ученики начальной школы.
Молоты и серпы давно остались в прошлом, но уже второй век футуристическое здание, ныне лицей №384, каждое 1 сентября принимает новые партии учеников. «Школа Десятилетия Октября — очень удачный пример архитектуры авангарда. Он сочетает в себе типичный конструктивистский прием работы с пространством и при этом тончайшее, как будто из XVIII века ощущение масштаба», — добавляет Мария Элькина.
Статус: региональный памятник
В отличие от предыдущих авангардных советских строений, «перечеркнутый дом» на Рентгена, 9, построен в 1907 году в стиле модерна и неоклассицизма. Однако футуристичности у здания не отнимать — в начале ХХ века оно считалось самым смелым строением в городе. По мнению историков архитектуры Бориса Кирикова и Маргариты Штиглиц, именно особняк Чаева стал предшественником авангарда в Петербурге с его разнообразием форм и необычными планировками.
Через дом проходит диагональная ось, которая как будто пронизывает его — отсюда и народное прозвище «перечеркнутый особняк». На ось нанизаны три цилиндрических строения: холл, тамбур и зимний сад. В фасадах здания можно разглядеть античные элементы, позаимствованные у афинского Парфенона: декоративные панно с всадниками, скачками на колесницах и кентавром, похищающим женщину.
Архитектор Владимир Апышков создал дом для инженера путей сообщения Сергея Чаева, который заработал на особняк строительством Транссибирской магистрали. С 1926 года и до сих пор в здании находится стоматологическая поликлиника №17, так что все желающие могут оценить строение изнутри. В бывшем будуаре сидит главврач, в ванной проводят хирургические операции, спальню заняли ортопеды.
К 2008 году здание пришло в аварийное состояние, поскольку его фасады никто не реставрировал более ста лет. Дому повезло, и он попал в адресную программу КГИОП «Реставрация фасадов». Здание подновили и воссоздали утраченные элементы.
Некоторые жители Петербурга считают, что здания в стиле авангарда и модерна уникальны и «уютно вписываются в современную городскую среду». «Подобные сооружения — отличнейший мост от старого к новому, это такой взгляд в будущее из 20–30-х годов, „будущее прошлого“. Эти здания стали экстравагантным предком массового строительства ХХ века, настоянным на культурном пласте архитектуры XVIII–XIX», — отмечает житель города Дмитрий.
Другие горожане уверены, что футуристические сооружения «не вызывают желания жить в них или рядом с ними». «Очень сложно любить уродливые здания. Они представляют исторический интерес — как результаты неудачного эксперимента. Студентов архитектурных вузов нужно водить к ним на экскурсии, чтобы они знали, как не нужно делать», — считает петербуржец Арсений.
С количеством споров об уместности авангардных зданий в Петербурге могут посоревноваться разве что дискуссии о современных необычных строениях, вроде станции метро «Горьковская» или башнях комплекса «Санкт-Петербург Плаза». В следующей части материала о петербургском футуризме «Карповка» исследует спорные здания, построенные в городе в последние десять лет.
Фото: Игорь Логвин / «Карповка», 11 и 12 — Александр Кречмер, cityspb.ru
Авангардизм, архитектура, Дворец Культуры имени Кирова, Конструктивизм, Красное знамя, Красный гвоздильщик, Модерн, Особняк Чаева, Школа Десятилетия Октября
Там проложат дорожки и установят освещение.
Достроить их намерены к 1 сентября.
Приход хочет безвозмездно пользоваться постройкой.
Градозащитники выступают против сноса.
В городе вновь проверят систему оповещения о ЧС.
Вместо утомительного путешествия — отдых для всей семьи.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: [email protected]
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!