Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Кто и для чего строит спорную площадку на Смольной набережной?
С конца 2017 года в городе спорят о назначении, внешнем виде и расположении нового Музея обороны и блокады Ленинграда, проект которого создало архитектурное бюро «Студия 44». «Карповка» собрала главные вопросы о новом проекте и узнала ответы у заказчика строительства — Центра выставочных и музейных проектов.
Доктор исторических наук и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский охарактеризовал ныне сохранившуюся память о блокаде как «Архипелаг музеев и памятных мест». Сейчас в Петербурге работают более 150 выставок, которые рассказывают о блокадном кольце. Однако авторы и кураторы проекта нового Музея обороны и блокады Ленинграда считают, что в городе нет единой современной экспозиции, по качеству и масштабу достойной памяти этого события. И они готовы ее создать, несмотря на критику горожан.
Многие проекты, связанные с изучением истории блокады и хранением памяти, ведут волонтерские организации. Заместитель гендиректора Центра выставочных и музейных проектов Милена Третьякова видит в этом опасность. Например, каталог «Книга памяти Великой войны» насчитывает около 5,5 тыс. памятных мест. Такая обширная база данных под угрозой — вместе с активистами со временем она может пропасть. Спасти важную информацию, документы и материалы сможет только единый институт, считает Третьякова.
Авторы концепции уверены, что Петербургу нужен не просто музей с экспонатами, а центр, в котором бы собирались и хранились материалы, рассказывающие о блокаде. Историк и проректор Европейского университета Никита Ломагин и вовсе считает, что пришло время переосмыслить то, что случилось в 1941–1944 годах, чтобы транслировать научные знания в современную молодую аудиторию. Снова пересмотреть события блокады позволяют собранные архивистами после распада СССР документы, считает Ломагин.
В течение последних полутора лет авторы проекта работали с российскими и международными архивами, «лучшими силами Петербурга» — теми, кто занимался и занимается историей блокады. Главным отличием нового комплекса называют не музейные реликвии, а те научные исследования, которые будут проводить на территории нового комплекса.
Найти того, кто превратит концепцию в полноценный проект, решили с помощью закрытого международного архитектурного конкурса. Организатором стал комитет по градостроительству и архитектуре, а позицию заказчика занял АО «Центр выставочных и музейных проектов». Организация обошлась в 17,3 млн рублей. Проект комплекса должен был соответствовать историческому контексту, но и быть обращенным в будущее, «раскрывать трагичность темы, создавать образ силы духа людей, победы жизни над смертью, единства города и его жителей».
Для участия в конкурсе выбрали 10 творческих коллективов из России и других стран мира. Их отбирали в КГА, на основе представлений ведомства об опыте работы различных архитектурных бюро. В итоге в шорт-лист попали:
1. «Студия 44», Санкт-Петербург
2. Архитектурная мастерская Мамошина, Санкт-Петербург
3. Snøhetta, Норвегия
4. Rafael Moneo, Испания (впоследствии отказался от участия)
5. Проектный институт «Арена», Москва
6. «Земцов, Кондиайн и партнеры», Санкт-Петербург
7. Архитектурная мастерская Романова, Санкт-Петербург
8. Lahdelma & Mahlamäki, Финляндия
9. Thomas Herzog Architekten, Германия
10. «А.Лен», Санкт-Петербург.
Конкурс состоялся еще весной 2017 года. Выбирать победителя пригласили экспертный совет, в который вошли специалисты в области развития транспортной и инженерной инфраструктуры, градостроительства, музейного дела, архитектуры, гидрогеологии и другие.
Параллельно с работой экспертов выбрать лучший проект предложили горожанам. В конце лета 2017 года в Конюшенном ведомстве открыли выставку, на которой каждый гость мог оставить свое мнение о проектах в книге отзывов. Выяснилось, что многим непонятно, почему в конкурсе участвуют немцы и финны. Некоторые городские активисты предложили вычеркнуть их из списка участников за то, что их страны «виноваты в блокаде Ленинграда».
Но именно финский проект в итоге оказался одним из лучших. Его поддержали не только эксперты. Посетители выставки отмечали его простоту, эмоциональность и символизм — образ разорванного кольца. Вместе с ним в финал вышли проекты «Студии 44», архитектурной мастерской Мамошина и бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». В голосовании на сайте КГА победил проект «А.Лен», но в итоговый список он не попал.
Определение победителя затянулось: эксперты отказались брать на себя такую ответственность без консультации с блокадниками. Поэтому к обсуждению подключили советы ветеранов. Как именно они поучаствовали, горожанам не рассказали. Но после подсчета голосов 8 октября 2017 года Центр выставочных и музейных проектов объявил, что в конкурсе победило предложение «Студии 44».
С решением согласились не все. СМИ писали, что еще во время выставки в Конюшенном ведомстве ветераны поддерживали проект студии «Земцов, Кондиайн и партнеры» и даже активно голосовали за работу финской компании. Но пересматривать результаты не стали, а заказчик приготовился объявлять государственный конкурс на проектирование перед строительством.
Архитекторы «Студии 44» назвали свою концепцию «Выстоявший город». «Внешние силы заставляют блокадные дома встать плечом к плечу друг к другу. Здания деформированы и искажены, но от этого они еще сильнее. Это город сопротивляющийся, прорывающийся», — рассказывает руководитель проекта Никита Явейн. Здания разместят на кургане диаметром 164 метра. Постройки вытянутся на 18 метров.
Особо наблюдательные историки и архитекторы нашли сходство проекта «Студии 44» с Танненбергским мемориалом. Это сооружение построили в 1927 году в память о победах Германии в Первой мировой войне. Он стоял на месте, где немцам удалось остановить наступление русских. Мемориал взорвали саперы вермахта в 1945 году из-за приближения советских войск.
За выбранное для музея место проект ругали еще больше. Комплекс построят на Смольной набережной, на стрелке Большой Невы, недалеко от Смольного собора. Весь выделенный участок занимает площадь в 9,46 га. Здания займут 1,7 га, на остальной площади разобьют мемориальный парк, «блокадный огород» и обустроят экспозицию под открытым небом. Самая высокая точка построек достигнет 25 метров.
Горожане, активисты и некоторые эксперты возмутились, что здание вклинится в городскую панораму, испортит вид на собор, осложнит транспортную ситуацию и создаст помехи строительству Орловского тоннеля. К тому же место называют «не блокадным», а для размещения блокадной экспозиции подошел бы любой петербургский дом довоенной постройки. Власти аккуратно объяснили свой выбор исследованиями градостроителей НИПЦ Генерального плана и КГА.
«Данное место выбиралось серьезными архитекторами, профессионалами своего дела. Нам указали, что строить — вот здесь. Дискуссия об этом месте и необходимости музея не уместна. Хочется сказать: люди, участвуйте в проекте, мы ведь не закрыты. Что вы еще сделали в своей жизни, кроме критики?» — заявил во время презентации проекта гендиректор компании-заказчика Сергей Важенин.
Комплекс будет состоять из шести зон: мемориала, постоянной экспозиции и временных выставок, научно-исследовательского центра, культурно-образовательного центра, театрально-концертной зоны и фондохранилища. По задумке архитекторов, гость музея пройдет по блокадному кольцу, хронологической ленте времени. Каждый отрезок стены главного выставочного пространства будет посвящен определенному периоду блокады, вплоть до недели и дня. Рассказывать об истории периода будут с помощью мультимедийных экранов. На них покажут отрывки из кинохроники, фотографии и документы.
Следуя за хронологией блокадного кольца, гость попадает в отдельные объемы-помещения. Каждый «блокадный дом» — это аспект жизни в осажденном городе. У зданий есть названия, отражающие их наполнение: «Голод», «Культура», «Наука», «Быт», «Огонь», «Скорбь», «Производство», «Холод». В них расскажут о жизни блокадных домов и дворов, о развитии культуры, норме выдачи хлеба, бомбежках и другом.
Составители основной экспозиции называют преимуществом нового музея нестандартный подход к рассказу истории блокады. Например, исторические события и быт блокадного города покажут через судьбы конкретных персонажей: школьников, служащих и других. Также в некоторых зонах установят ограничения по возрасту. В зонах для детей расскажут о блокаде так, чтобы «заинтересовать без испуга», а в помещениях для взрослых — о дистрофии, каннибализме и девиантном поведении в блокадном городе.
Впервые в подобном музее появится «образ врага», говорят авторы. В отдельном помещении покажут политических деятелей высшего военного руководства Германии, Финляндии и их союзников. Так, врагом будет не просто свистящая бомба, а конкретное лицо, говорят составители выставки.
В научно-исследовательском центре будут работать с историей обороны и блокады Ленинграда, воспитывать новые кадры петербургской исторической школы и обеспечат площадку для лекций. Отдельно в музее будет работать культурно-образовательный центр, в котором организуют курсы профессионального развития для педагогов, займутся разработкой учебных материалов и пособий.
Уже сейчас авторы концепции музея блокады называют театральную площадку, которой тоже найдется место в новом музее блокады, одной из лучших в городе. На ее территории будут устраивать концерты, спектакли и кинопоказы. Это должно помочь в «закреплении темы блокады в медиапространстве Петербурга».
Основной маршрут гостя музея заканчивается большим кубическим пространством, символизирующим снятие блокады. В нем расскажут о послевоенном восстановлении. Здесь же разместят временные экспозиции. На «финальном» помещении планируют обустроить рощу памяти.
«Сам образ рощи в конце пути по музею, с тяжелым восхождением к ней — это некое паломничество, очень символичная и важная тема. Прогулка по музею — хождение по городу, по блокадным квартирам с выходами на улицу, во внешний мир, где в одиночестве можно осознать произошедшее», — объяснил идею Никита Явейн.
Пока что официальное проектирование еще не началось. Архитекторы до сих пор продолжают менять исходные параметры, добавлять новые зоны и развивать уже утвержденные — в соответствии с требованиями заказчика. Но документы уже согласовали в комитете по строительству и в комитете по культуре.
В конце 2017 года заказчик и Смольный говорили, что музей откроют к 75-летию снятия блокады Ленинграда в 2019 году. Затем эту дату назвали нереальной и осторожно озвучили 2020 год. На презентации проекта в начале ноября 2018 года гендиректор Центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин и вовсе заявил, что составители экспозиции так увлеклись сбором материалов, что «работают, не глядя на сроки». Год Важенин так и не назвал.
Официальное проектирование музея обойдется в 300 млн рублей. Конкурс объявят в ближайшее время. Смету строительства удастся составить только после проведения государственной экспертизы. Тогда же на строительство выделит деньги и федеральный центр. По предварительным подсчетам стройка обойдется в шесть миллиардов рублей.
Кураторы проекта многократно подчеркивали, что новый музей не задавит уже существующие выставки и памятные места. Работать предлагают совместно, на условиях партнерских отношений. Однако не исключают, что музей станет чем-то вроде Эрмитажа — площадкой, на которую будут равняться другие.
У петербургских историков и музейных работников возник резонный вопрос — что нового сможет собрать и рассказать площадка, чего не упоминали сотни существующих выставок? Почему так тяжело реанимировать задушенный Музей блокады в Соляном переулке? Зачем перетаскивать историю в «неблокадное место», которое вызывает много вопросов у горожан?
На это авторы экспозиции отвечают, что за четыре месяца работы они смогли найти уже шесть неизданных дневников — а это уже что-то. Музей в Соляном имеет право на жизнь, но он слишком мал, получить дополнительные площади практически невозможно. А крупный научный центр, работающий с историей блокады, городу все равно нужен. И построят его на Смольной набережной — это вопрос решенный.
Фото: wikimedia.org, КГА, mamoshin.com, lma.fi, z-k.spb.ru, «Карповка», «Студия 44»
МЧС предложило горожанам не выходить на улицу без особой надобности.
«Мостотрест» отремонтирует ее после 2021 года.
Ремонт памятника архитектуры обойдется в 3 млрд рублей.
Она собрана из 4 тысяч конфет.
Его полностью разрушили во время войны.
Вместо утомительного путешествия — отдых для всей семьи.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: [email protected]
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!