Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Как строят ЖК и откуда в Смольном советуют смотреть на памятник архитектуры.
Чесменский дворец — императорский путевой дворец в необычном для своего времени псевдоготическом стиле. Он был построен Екатериной II по радостному поводу: так императрица увековечила память о победе русского флота в Чесменской бухте. После смерти Екатерины II дворец ждала сложная судьба. В XIX веке к нему пристроили флигели и устроили там богадельню, а в 1919 году из дворца сделали концлагерь, в котором содержалось множество именитых петербуржцев. Сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны, дворец был отреставрирован и передан Университету Аэрокосмического Строения, который размещается в нем и по сей день. Казалось бы, тяжелые для судьбы дворца дни должны были закончиться — но нет! Сейчас Чесменский дворец переживает новую напасть — около него пытаются построить элитный жилой дом.
В 2006 году советник губернатора Вагиф Мамишев купил у города за бесценок несколько старых кинотеатров, в том числе и еще действующий «Зенит», расположенный на улице Гастелло. Низкая цена в 27 млн рублей обуславливалась серьезными обременениями: согласно договору купли-продажи, участок находился в пределах охранной зоны и примыкал к территории памятника федерального значения. Кинотеатр, признанный градостроительной ошибкой, быстро снесли.
Несмотря на то, что на использование таких земельных участков установлены суровые ограничения, компания Мамишева «Ликострой» создала проект 125-метрового бизнес-центра. Из-за судебного иска градозащитников г-ну Мамишеву не удалось реализовать проект. Суд постановил, что графическая часть Генплана, утвержденного в заксе, не соответствует текстовой, и участок под строительство, вдруг появившийся на улице Гастелло, следует вновь вернуть в пределы охранной зоны.
Разрешение на строительство небоскреба отняли. После этого бизнесмен сначала перепродал участок своей же компании «Продбаза № 1», а после передал его Setl City. Те начали разрабатывать проект элитного жилого комплекса высотой в 25,5 метра. В ноябре 2016 года им выдали разрешение на строительство. Очередное разрешение стали оспаривать в суде.
Уже в ноябре 2017 года пришла новость, что Куйбышевский районный суд признал незаконным выданное разрешение на строительство многоэтажки: согласно федеральным законам, здание не может быть выше 23 метров. То, что Санкт-Петербург должен учитывать федеральные, а не местные законы, по которым к высоте здания можно добавлять 10% на «высотные акценты», постановил Верховный суд в сентябре того же года.
Setl City быстро подали апелляцию на решение Куйбышевского районного суда. Они сыграли на том, что Верховный суд «ошибся» в своих формулировках, и его решение не должно распространяться на уже выданные разрешения на строительство. Иск был удовлетворен, и Setl City восстановил все права на земельный участок.
Для возведения дома около Чесменского дворца нужно договориться не только с судьями, но и с разными охранными инстанциями: обратиться в Минкультуры, КГИОП, КГА, отправить отчет в ЮНЕСКО. Setl City занимались этим неохотно, и часть обязанностей компании пришлось взять на себя активистам градозащитного движения. Группа «ЭРА» и движение «Охтинская дуга» отправили запрос в Министерство культуры и выяснили, что ведомство не согласовывало объекты капитального строительства, указанные в законе 820-7 «О границах объединенных зон об охране объектов». В последней редакции закона, вступившей в силу в начале 2017 года, охранная зона у Чесменского дворца проходит по границам дома на улице Гастелло, 7. Единственное замечание градозащитников состояло в том, что такого дома на улице Гастелло попросту не существует.
Минкульт, может, и рад был помочь, но после неожиданной проверки от министерства КГИОП возмутился и оспорил ее результаты в суде. После иска Смольного активность Минкульта в деле Чесменского дворца почему-то заметно снизилась. Разве что в декабре Мединский написал письмо Беглову, где напомнил о международных обязательствах России по охране всемирного наследия, но активисты не знают, ответил ли на послание губернатор.
В итоге от главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева градозащитники услышали, что если очень надо, то «на дворец можно посмотреть, забежав за дом», а личная встреча с Мединским пользы и вовсе не принесла. Конструктивного диалога между органами федеральной и региональной власти не получилось.
Единственная надежда у группы «ЭРА» осталась на комиссию ЮНЕСКО. Ирина Богуш, член международного совета по сохранению памятников ICOMOS, рассказывает, что Setl City обязан отправить в ЮНЕСКО отчет об оценке воздействия строительства на объект всемирного наследия. Отчет, подготовленный Setl City, оценил воздействие как «нейтральное».
Такой вывод не поддержал ни один член международного совета: в своей рецензии они назвали отчет неточным, недоработанным и предвзятым. Поэтому активисты с помощью уже успевшего обанкротиться «Российского института урбанистики» сделали свой отчет, где эксперты оценили воздействие как «очень значительное отрицательное». Отчет поддержал совет, и Ирина Богуш отправила его в Минкульт. Из ведомства переведенный на английский язык отчет должен был уйти в МИД, а оттуда уже в ЮНЕСКО. К сожалению, Минкульту документ не понравился, и там ответили активистке, что дискредитирующие Россию отчеты никуда отправлять не собираются.
28 февраля в Москве состоялось очередное собрание ICOMOS, где члены совета обсуждали ситуацию, сложившуюся вокруг Чесменского дворца. Эксперты снова единогласно поддержали отчет «Российского института урбанистики» и высказались против строительства на Гастелло, 7 — ведь открывшийся после сноса кинотеатра вид Московского проспекта соответствует историческому, задуманному архитектором Фельтеном.
Пока идут разбирательства, в Setl City решили не терять времени: начали строительство и заодно продажи квартир. Землю вокруг стройки взяли в аренду. Участок огородили, перекрыв дорогу. Жителям оставили только тротуар, по которому к домам добираются экстренные службы. Строительная техника, у которой нет выезда на Московский проспект, будет проезжать по улице Гастелло прямо к одному из флигелей дворца.
Сейчас активистам осталось только устраивать одиночные пикеты и надеяться на ЮНЕСКО, которая должна помешать вырасти очередному элитному комплексу рядом с дворцом — уж очень долгое время он не видел благосклонности со стороны властей.
Фото: «Карповка» / Игорь Логвин
Художники решили отметить годовщину смерти Андрея Сахарова.
Все растения «утратили декоративную ценность».
Пятна со временем приобрели еще более яркую окраску.
По мнению политика, город стал жертвой коррупции.
Ранее чиновники утверждали, что на полигоне лишь два миллиона токсичных веществ.
Вместо утомительного путешествия — отдых для всей семьи.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: redactor@karpovka.com
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!