Количество памятников и скульптур в историческом центре продолжает увеличиваться, что может привести к «перегрузке». Для окраин нужно ставить что-то другое? Как не попасть в один ряд с типовыми «ежиками в тумане»? Эти вопросы обсуждали эксперты в дискуссии об установке новых памятников. Свои мнения высказывали член совета по современному искусству при Эрмитаже, скульптор Дмитрий Каминкер и преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ, архитектор Данияр Юсупов. «Карповка» выслушала доводы о том, какие памятники нужны городу.
Воздвигнуть всем достойным?
С одной стороны, в Петербурге остается много людей, которых считают заслуживающими памятника или скульптуры. Например, в 2015 году комитет по градостроительству и архитектуре проводил голосование на тему персоны, которой нужно будет ставить памятник в первую очередь. Тогда композитор Петр Чайковский опередил поэта Иосифа Бродского, долгое время лидировавшего в списке. На третьем месте оказался поэт Александр Блок, на четвертом — поэт Николай Гумилев.
Однако существует опасность, что исторический центр окажется перегружен памятниками, считают участники дискуссии. Дмитрий Каминкер сравнил ситуацию с превращением города в бронзовый вариант музея мадам Тюссо. По его словам, «шлепать по списку» памятники нельзя, каждый из них должен становиться событием и входить в сознание горожан постепенно. В пример скульптор привел Медного Всадника:
— Это абсолютный авангард для своего времени, непонятный даже большинству образованных людей: почему Петр I сидит на каких-то непонятных шкурах без треуголки? Нам всегда говорили, что это волна, а на самом деле это Голгофа, с которой он вот-вот сверзится. Потом Пушкин написал свою поэму, декабристы точили свои сабли об этот памятник – так он вошел в историю нашего города, и это очень долгий процесс.
— В Париже не натыкаешься на каждом перекрестке на какую-то там скульптуру, посвященную деятелю, хотя их там еще больше, чем за 300 лет существования нашего города. А, например, в городе Губкине городские власти очень любят ставить памятники. Там уже на каждом перекрестке памятники павшим, фонтаны и другие. Это не является необходимым шагом. Массовая культура прекрасно обходится и без кладбищенского пейзажа, — считает Данияр Юсупов.
Центр или окраины
Еще одна проблема — выбор места. Памятники и скульптуры распределяются в Петербурге крайне неравномерно. Если центр легко перенасытить ими, то во множестве других районов они совсем отсутствуют. Главная причина, которую выделяют эксперты, — недостаток изобретательности, позволяющей вписать памятник в пространство и сделать его интересным. Типичный отрицательный пример – памятник Швейку на Балканской площади в Купчино, полагает Данияр Юсупов:
— Он выполнен в той же манере, в которой собираются сделать Довлатова. Скульптура есть, но она имеет такой же унылый вид, как и в центре города. По этой причине максимум, что она вызывает — желание утереть нос или иные выступающие части. Одна из лучших форм памятников Довлатову — поставьте с ней рядом чемодан с носками, и все уже сделано. Так вы не окажетесь в ряду с девятью памятниками Ежику в тумане.
Многие художники и скульпторы претендуют на площадки в центре именно потому, что их работы невыразительны, считает Дмитрий Каминкер:
— Они чувствуют слабину, но могут поставить в городе какое-нибудь фуфло и уже войти в историю. Это синдром собачки, которая метит место. Как раньше писали «здесь был Вася», сейчас делают скульпторы. На окраинах их никто не увидит.
Эксперты отмечают, что, несмотря на наличие в Петербурге сильных скульпторов и учебных заведений, системного потока заказов не существует.
Диетические памятники и стратегии в тумане
Специалисты традиционно не поддерживают идею установки памятников по итогам общественных голосований. В этом случае, отмечает Дмитрий Каминкер, получится «что-то диетическое, что понравилось бы всем и загрузило любое пространство как среднее арифметическое». Некоторые оригинальные работы, как памятник Александру III в свое время, могут и должны раздражать, но со временем становятся частью города.
В то же время инициативные группы оказывают серьезное влияние на появление конкретного памятника. Например, это проявляется с Виктором Цоем (хотя срок сдвинули на 2017 год, но активисты рано или поздно настоят на своем, считает Дмитрий Каминкер). Возможно, быстрее своего добьются и поклонники Сергея Довлатова.
При этом никакого стратегического подхода со стороны власти эксперты не наблюдают. Комитет по культуре, по мнению Данияра Юсупова, занимается лишь техническими и оперативными вопросами. «Стратегический уровень все еще находится в тумане. Несмотря на то, что для этого города написано пять стратегий, народ про это ничего не знает», — констатирует архитектор.