В Петербурге состоялся круглый стол «Судебный квартал: от концепции к воплощению». В ходе мероприятия проектировщик квартала Максим Атаянц рассказал экспертам о своих планах по изменению концепции. Собравшиеся, в свою очередь, высказали свои соображения о работе зодчего.
Максим Атаянц признал участок на месте снесенного ГИПХа «последним архитектурно неорганизованным элементом главной невской панорамы». Архитектор отметил, что Петербург сформирован как комплекс крупных государственных «имперских» учреждений, и по логике место, выходящее в его центр, несомненно подходит больше для размещения Верховного суда, нежели для элитного жилья.
Существующая концепция Атаянца соблюдает установленный для этого места высотный регламент в 28 метров, высота зданий увеличивается по мере удаления от площади Лихачева. Разница в высотности зданий объясняется в том числе и тем, что во время работы над проектом принималось во внимание, чтобы с набережной Невы просматривался Князь-Владимирский собор.
В пропилеях, выходящих на площадь, разместится судебный департамент, а проезд между ними будет вести к главному зданию суда. Набережная вплоть до Тучкова моста будет открыта для публики, как и большая часть пространства внутри судейского квартала.
В ответ на рекомендацию членов жюри «отказаться от прямых заимствований из классической архитектуры» господин Атаянц сказал, что кроме входных павильонов из проекта Ивана Фомина, по сути, ничего больше не цитировалось и при разработке проекта он планирует уход и от этого.
Работа, по словам автора, выполнена с применением неоклассического языка, но стилистикой это назвать нельзя. Такие приемы использовались не для того, чтобы проект кому-то понравился, а только потому, что архитектор строил в этом духе в течение всех двадцати лет своей деятельности и уверен, что в таких местах именно так делать и нужно, чтобы «город не погиб».
Автор концепции рассказал и о том, что попросит оставить в проекте хотя бы 15% от изначально запланированного там жилья, которое при подведении итогов конкурса было решено вывести с территории. Архитектор объясняет это тем, чтобы квартал не стал «мертвым» и чисто административным, где в 6 часов вечера гаснет свет и не остается людей.
На месте жилья появится парк, выходящий к Неве, и станет другим здание театра — его фасад будет обращен к зеленой зоне, и оно изменится в плане — задний полукруглый фасад с связи с новым размещением постройки «перестанет работать».
Признался господин Атаянц и в небольшой провокации, устроенной на конкурсе, — его иллюстрации к концепции, выполненные в «тяжелом» «имперском» стиле, и к тому же в серии, стали такими неслучайно. Автор поступил так, «чтобы на них вылился весь яд».
Председатель петербургского отделения Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС) Сергей Горбатенко, комментируя концепцию, признался, что ему не понравилась ни одна из работ, представленных на конкурсе, но отметил, что у выбранной жюри есть два плюса — в отличие от остальных участников, господин Атаянц продемонстрировал, как будет выглядеть комплекс с важных точек восприятия, а также эксперт оценил алгоритм понижения высоты зданий в сторону площади Лихачева.
Основным минусом господин Горбатенко назвал «гипертрофированную классицизацию», и порекомендовал отказаться от «пропилеев», «конкурирующих и контрастирующих» с ансамблем Биржи, а также «отодвинуть» весь комплекс вглубь участка.
Заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов от себя лично, но не от имени всей организации, сказал, что в градостроительном отношении у концепции Максима Атаянца конкурентов не было. Автор учел всю критику, которой подвергся проект «Набережной Европы», а именно то, что новые дома закрыли бы вид на историческую застройку Петроградской стороны, в том числе на Князь-Владимирский собор.
Идею с использованием элементов проекта Ивана Фомина господин Кононов, в отличие от многих экспертов, назвал «интереснейшей», но не обошлось и без критики — он назвал концепцию Максима Атаянца «манифестом» — проект доминирует над историческими ансамблями, и выразил догадку, что пожелание жюри уйти от цитат было вызвано именно этим.
Член президиума петербургского отделения ВООПИиК, профессор Владимир Лисовский назвал абсурдной уже только идею переноса суда на такую не поддающуюся оценке территорию. Несмотря на то что господин Лисовский и ценит другие работы Максима Атаянца, тут он его не поддерживает. Он, как многие эксперты и простые горожане, подчеркнул, что нельзя выступать конкурентом историческим архитектурным ансамблям.
«Руководствуясь новыми установками, надо создавать новый проект. Это говорит о крайней несерьезности всего мероприятия», — подытожил господин Лисовский.
Позиция заместителя председателя совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаила Мильчика оказалась близка к мнению Владимира Лисовского, однако он все же признал, что «проект цельный и имеет четкую, легко читаемую концепцию». Но, несмотря на это, принять для себя он его не может. «Сама идея порочна — нельзя этого делать, как бы ни хотелось». Господин Мильчик уверен, что на этом месте должна быть современная фоновая архитектура, но с применением переработанных мотивов классицизма.
Не стал критиковать концепцию Максима Атаянца архитектор Рафаэль Даянов. Он посчитал плюсом то, что квартал, в отличие от запланированной ранее «Набережной Европы» с ее элитными домами, станет доступным для горожан. Отсылка к классицизму и замысел построить комплекс, напоминающий то, что планировалось построить там 100 лет назад, господину Даянову показалась также симпатичной. «Представим там современное сооружение — ни к селу, ни к городу».
Московский архитектор Михаил Белов выразил свое мнение по поводу критики цитирования элементов классицизма придуманным в ходе круглого стола «анекдотом дотолерантного типа»: «В начале XX века в Москве „стилевой извращенец“ Жолтовский в новоделе дома Тарасова буквально процитировал палаццо Тьене и Палладио» (как известно, прототипом особняка на Патриарших прудах авторства Ивана Жолтовского стало палаццо Тьене в Виченце, созданное по проекту итальянского зодчего Андреа Палладио).