Недавно во дворе дома № 8 на улице Восстания на стене трансформаторной подстанции белорусские граффити-художники движения HoodGraff нарисовали портрет Виктора Цоя в преддверии годовщины гибели рок-музыканта. Несмотря на высокое качество рисунка, акция оказалась довольно спорной, ведь портрет появился в историческом центре Петербурга, территория которого считается чуть ли не сакральной.
Узнав о том, что портрет Цоя могут закрасить, поклонник его творчества врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко не только распорядился о том, чтобы граффити осталось нетронутым, но и решил легализовать стрит-арт. Не откладывая дело в долгий ящик, вице-губернатор Владимир Лавленцев накануне провел встречу с молодыми петербургскими уличными художниками.
Как ни странно, господин Лавленцев, отвечающий в правительстве Петербурга за содержание жилищно-коммунального хозяйства, и сам оказался поклонником граффити, хотя и не особо понимал, как их можно внедрить в архитектуру культурной столицы. В итоге полтора часа 40 граффитчиков вместе с ним пытались решить этот вопрос.
Как считает координатор белорусского движения HoodGraff Арти Бурж, хотя граффити и нельзя считать видом искусства, они могут очень колоритно вписаться в петербургскую среду и отобразить культуру города. «Граффити обязательно должны быть в центре города, так как именно в нем и есть дух Петербурга, — отметил молодой человек. — И не важно, что согласование граффити в сердце Петербурга с чиновниками будет долгим». При этом сами участники движения HoodGraff и портрет Цоя, и изображения Эйнштейна, Доктора Дре, Хью Хефнера и даже новый неизвестный создаваемый сейчас шедевр в историческом центре города рисуют нелегально.
Кстати, граффитчики понимают, что в центре города должны появляться рисунки только профессиональных уличных художников. При этом вовсе необязательно, что изображения будут наноситься непосредственно на стены зданий-памятников. Например, граффити могут стать отличным украшением синих строительных заборов или безликих строительных лесов, которые закрывают реставрируемые дома. «Если дать под раскраску синие строительные заборы и как-то это контролировать или же рисовать на строительных сетках, — это будет украшать город и не навредит архитектуре», — заметила аэрограф Анна Гвоздарева.
Что же касается городских окраин, тут свобода самовыражения граффитчиков должна быть шире. Здесь уличные художники надеются в первую очередь на появление «легальной стены». «В Хельсинки власти специально построили стометровую стену, на которой любой желающий может нарисовать граффити», — поясняет райтер Николай Сапрыкин. В Петербурге когда-то неофициально их было даже две — на «Ладожской» и на проспекте Маршала Жукова. Однако теперь и на них рисовать нельзя.
«На самом деле, городу нужно пойти по той же модели поведения, как и с другими молодежными направлениями. Например, когда в Петербурге не было парков для скейтбордистов, ребята катались где хотели и портили городское имущество. А когда парк-таки построили — стало лучше. Так же и с граффити: когда закрасили те две стенки, на них стали появляться рисунки, которые даже нам не нравятся», — отметил граффитчик Виктор Пузин.
Ведь тому, чтобы стрит-арт украшал, а не уродовал облик города, надо учиться. «А нам даже некуда пойти, чтобы учить людей качественно делать граффити», — добавила преподаватель граффити-школы Мария. «К тому же если человек имеет возможность делать рисунки правильно и законно, у него нет желания идти вандалить, — вторит ее коллега Анна. — Ведь граффити-культура очень красива и качественна, но не когда у тебя есть десять минут на нанесение рисунка, пока тебя не забрала полиция».
Выслушав все мнения граффитчиков, Владимир Лавленцев высказал готовность помочь уличным художникам выражать себя как на окраинах города, так и в историческом центре Санкт-Петербурга. «Администрация Центрального района уже предложила пять мест. Плюс в течение недели мы соберем предложения по другим районам, а также от наших ресурсоснабжающих организаций, объекты которых можно отдать под стрит-арт. „Легальные стенки“ вам сделаем. Думаю, что мест в итоге будет даже больше, чем художников, — порадовал ребят вице-губернатор. — Оформлять стены вдоль железнодорожных путей — вообще супер идея, которую мы на следующей неделе обсудим с руководством Октябрьской железной дороги. У нас еще и товарные поезда есть, которые также выглядят печально. Я вам скажу, что мы раз в год проводим объезд вдоль железнодорожных путей. И там, где сделаны красивые граффити, мы их не убираем».
Удивленные ребята с трудом поверили этим словам. Но еще больше их поразило обращение Владимира Лавленцева к смольнинским коллегам, которых он попросил оперативно отработать этот вопрос. «Ведь до зимы времени осталось не так много», — пояснил свою позицию вице-губернатор.
Самим граффитчикам он предложил сформировать нечто вроде профессиональной ассоциации, которая бы помогла и чиновникам развивать культуру стрит-арта в Петербурге, и выступала бы профессиональным цензором для самих уличных художников. «Ведь вы должны и иметь возможность реализовать ваш творческий потенциал, и вовлекать молодежь в цивилизованный досуг, и сохранять исторический облик Петербурга», — пояснил миссию профессионального объединения замглавы Центрального района Сергей Орлов. «К тому же на вас еще и лежит большая социальная ответственность за то, что творите», — добавила главный ландшафтный архитектор Петербурга Лариса Канунникова.
По итогам неформальной встречи стороны договорились встретиться еще раз в следующую пятницу, 29 августа, с тем чтобы уже подробно обсудить будущие шедевры, которые можно будет создать на предложенных городом участках.