В Эрмитажном театре прошла научная конференция «Территория свободы», посвященная сразу трем важным датам: 50-летию выставки «Такелажников» в Эрмитаже, 40-летию выставки в ДК им. Газа и 25-летию арт-центра «Пушкинская, 10».
Акцентируем внимание на последней дате, поскольку она связана с появлением в Петербурге своего рода неформального государства свободных в абсолютном смысле этого слова художников. Потому что они не были связаны ни с какими официальными творческими союзами.
Правда, рождение состоялось еще в Ленинграде, поскольку на дворе стоял 1989 год. Как признался в своем выступлении президент товарищества «Свободная культура» Юлий Рыбаков, есть разные версии возникновения арт-центра «Пушкинская, 10». Так вот, по одной из них, которую сам художник и в прошлом народный депутат не отрицает, он с товарищами сидел в сквере на Пушкинской улице у опекушинского памятника. Размышляя о жизни и пристанище художников в этой жизни, они вдруг почувствовали, что сам Александр Сергеевич, на постаменте памятника которому выбиты его строки: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой», указал им место пристанища. Здание, предназначенное для капитального ремонта, выходило углом на небольшую площадь, в центре которой и стоял памятник поэту.
«Бывают странные сближения», — писал Пушкин во время оно. Когда же художники вселились в дом № 10 на Пушкинской улице, Юлий Рыбаков выяснил, что здание это в 1879 году построил его прадед Христиан Христианович Тацки, что связано оно со многими деятелями литературы и искусства XIX — начала XX столетий.
Так в дом вселились художники и музыканты, поэты и театральные режиссеры. Слух о Пушкинской улице, 10, прошел не только «по всей Руси великой», но и за ее пределами.
Излишне перечислять имена людей, связавших свою жизнь с Пушкинской улицей, 10, — слишком длинный получится перечень. Важно другое — «Ковчег — XXI век», как изначально стал называться дом на Пушкинской улице, родившийся в СССР, оказался под угрозой в середине 1990-х годов, когда по стране гуляла демократия. Естественно, в последние годы существования Советского Союза возникли проблемы со светом и отоплением дома, поскольку заселение его проходило отнюдь не в рамках законодательства. Но — все решили.
А тут люди, провозгласившие свободу и демократию, являвшиеся в определенной степени их олицетворением, покусились на то, что вместе с ними вошло в жизнь новой, постсоветской России. Не станем сейчас называть их имена, фамилии, место работы и должности. Главное, что вопрос удалось решить.
Отступить пришлось, но проиграть — нет. И вот уже четверть века существует арт-центр «Пушкинская, 10». Правда, после капремонта здания вход в арт-центр располагается с Лиговского проспекта, 53. Но это ничего не меняет. Пушкинская, 10, — знаковый объект петербургской культуры.
И вот подумалось, а что было бы, если б в первые послевоенные годы архитектор Евгений Левинсон, разрабатывавший проект устройства Привокзальной площади в Пушкине, перенес туда памятник работы Александра Опекушина? Он вправду собирался это сделать. Но детишки с Пушкинской улицы не позволили ему забрать у них «дядечку Пушкина»…
Промышленная архитектура — это специфическая отрасль нашего культурного наследия. Это самая молодая отрасль архитектуры. Жилая и культовая архитектура сложилась и сформировалась гораздо раньше. Промышленная больше всего связана с индустриальной революцией, развитием машинной техники, применением паровых двигателей, станков. Все это потребовало иных пространств, конструкций, иных материалов.
150 лет назад в Петербурге появился Овсянниковский сад. Он был создан по инициативе и на средства коммерции советника, купца 1-й гильдии Степана Тарасовича Овсянникова и по повелению императора Александра II назван по фамилии его создателя.
Торгово-развлекательные центры в Архангельске растут как на дрожжах — под строительство торговых объектов власти выделяют сладкие куски земли в центре либо в перспективных спальных районах города. Между тем переселенцев из аварийного жилья по суду загоняют на окраины. Мало кто добровольно соглашается сменить полуразвалившуюся «деревяшку» на ту, которая начала разваливаться еще не будучи достроенной.
Летом 2011 года мне довелось работать над проектом духовно-просветительского центра в комплексе с храмом, посвященном женам мироносицам, на проспекте Косыгина. Я очень благодарен людям, которые привлекли меня к работе и с которыми в творческом коллективе мы смогли развить мою концепцию. Перед нами стояла удивительная по богатству возможностей задача создания единого и цельного гуманного пространства, современно осмысленного как с художественной, так и с функциональной точек зрения.
С 1 января 2015 года начнет действовать 284-й федеральный закон, по которому налог на недвижимое имущество для граждан будет начисляться по новой схеме. Сейчас налог на недвижимость рассчитывается на основе инвентаризационной стоимости жилья. С будущего года он будет рассчитываться исходя из кадастровой.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Построенный на месте сгоревших декорационных мастерских, по замыслу Ксавье Фабра, концертный зал Мариинского театра представляет собой органический сплав истории и современности. Зарубежная и русская пресса смело прозвала зал акустической сенсацией и даже самой скрипкой Страдивари.
По прошествии почти 1,5 лет после незаконного выселения из бизнес-центра «Толстой сквер» артисты театра «Лицедеи» наконец вернулись в свои родные стены. Однако за время их отсутствия площадка у метро «Петроградская» стала напоминать Чернобыль. За тем, как актеры и студенты-театралы пытаются вдохнуть жизнь в обшарпанные стены, следила «Карповка».
Санкт-Петербургский государственный театр комедии им. Н. П. Акимова готовится к открытию юбилейного 85-го сезона. В рамках «Театральных пространств» «Карповка» побывала за кулисами лучшего, по мнению петербуржцев, театра города.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com