В квартире-музее Иосифа Бродского на Литейном проспекте прекратили ремонтные работы, чтобы открыть музей на один день — 24 мая.
Открытие музея Иосифа Бродского по задумке Смольного должно стать одним из ключевых событий Года литературы в Петербурге. Основой музея станут хрестоматийные «полторы комнаты», в которых поэт прожил с раннего детства до эмиграции в 1972 году.
Сейчас кроме пары бюстов Иосифа Бродского в аварийных помещениях нет вещей-экспонатов, принадлежавших семье поэта и ему самому, поэтому главной достопримечательностью станет достоверность фактур — стены, пол, потолок. Вход в музейное пространство 24 мая будет осуществляться через двор, что, конечно, не приблизит посетителей к жизни нобелевского лауреата, который поднимался к себе через парадный вход. Группы по 15 человек будут впускать в квартиру с временным интервалом.
Четыре комнаты и кухня общей площадью 140 кв. метров, в которых в будущем разместят 4500 оригинальных экспонатов, принадлежат фонду создания музея Бродского. С юридической точки зрения помещения на Литейном проспекте, 24, даже не являются музеем. В дальнейшем фонд планирует найти спонсора для выкупа квартиры ниже этажом и перевести жилые помещения в нежилые.
Ранее ремонтные работы собирались завершить к декабрю этого года. Сейчас денежные средства, выделенные ООО «Морской фасад» на создание музея, на исходе, и, скорее всего, ремонт затянется. Однако недостаток денег создателей музея не останавливает, и мысленно они готовы его открыть, уже придумав название — «Полторы комнаты. Музей Иосифа Бродского» (по названию эссе, написанного поэтом после смерти его родителей).
Создатели музея не хотят показать «благостное» пространство, они настаивают на достоверности, поэтому посетители увидят прерванный процесс ремонта (на сегодня отреставрированы лишь балочные перекрытия), необработанные деревянные половицы, трещины, грибок и отвалившуюся штукатурку.
В музей посетители поднимутся с улицы Пестеля по черной лестнице. На кухне находится дровяная печь XIX века, несколько коммунальных газовых плит и столик, о который точил когти кот Бродских. Затем посетителям покажут комнату родителей поэта. Из сторонних предметов воссоздадут фотомастерскую его отца. Звуковым оформлением станут запись стихов нобелевского лауреата, декларируемых им самим, менуэт «Дивертисмент № 17» Моцарта и запись судебного слушания по обвинению Иосифа Бродского в тунеядстве.
Еще две комнаты, принадлежавшие когда-то другим жильцам, посвятят Нобелевской премии и жизни поэта в Венеции. По замыслу организаторов пространство музея должно передать посетителям дух времени, исторические обстоятельства и социальные условия жизни Бродского. Проект экспозиции выполнил петербургский архитектор и художник Сергей Падалко.