Как известно, Санкт-Петербургская епархия попросила у Смольного передать ей в пользование Исаакиевский собор. Уже в день, когда об этом стало известно, раздался хор протестующих голосов: возмущались деятели культуры, искусства, политики и простые петербуржцы. Всего за неделю эта тема стала одной из самых обсуждаемых, причем заговорили о ней не только в Петербурге и Ленобласти, но даже в Москве. На днях сформировался пул авторитетных людей, которые инициировали референдум по данной теме и даже провели общее собрание. Чем аргументируют общественные и культурные деятели свою позицию?
Максим Резник, депутат закса:
— Всю ситуацию можно охарактеризовать коротко — зачем? Для чего РПЦ нужен Исаакиевский собор? Сегодня у этого культурного памятника нет проблем, он гармонично существует и работает. Однако проблемы будут созданы РПЦ. Это проблемы передачи объекта, его дальнейшего использования и сохранности, проблема оплаты труда и сохранения штата сотрудников и так далее.
Вся эта искусственно созданная ситуация вызывает лишь недоумение. Ясно, что это не вопрос религии и веры. А вот на то, что в причинах нынешнего положения лежит вопрос собственности и денег, указывает, на мой взгляд, многое.
Анатолий Константинов, председатель Российского творческого союза работников культуры:
— Речь не идет о возвращении Исаакиевского собора РПЦ — он никогда не принадлежал церкви. Руководство музея сейчас в отпуске, так что момент выбран изощренно, вступиться за Исаакиевский собор некому. В заявке епархии говорится о передаче не в собственность, а в безвозмездное пользование. Это значит, что РПЦ не берет на себя ответственность за содержание объекта и его ремонт. Все капитальные вложения останутся за государством.
При этом в городе существует большое количество церквей и соборов, которые требуют восстановления. Например, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. Но РПЦ предпочитает получить в пользование благополучные здания, не требующие вложений в восстановление.
Ирина Комолова, депутат закса:
— В последнее время предложения руководства епархии наводят на мысль, что у церкви нет большего врага, чем она сама. Никакой атеист такого скандала не придумал бы. Никто бы не придумал столько инициатив, которые вызывают столько протестов, отрицания и неприятия церкви. Ощущение, что они специально хотят спровоцировать большой скандал. В последнее время я встречаю верующих, которые искренне недоумевают: зачем епархия ссорит нас с миром?
У меня загородный домик в сельской местности, в деревне, где и жителей практически не осталось. Там с советских времен стоит полуразрушенная церквушка. Местные жители несколько лет назад обратились к руководству РПЦ с просьбой восстановить здание, чтобы они могли там молиться. Однако епархия ответила, что ей это не интересно. С тех пор жители на собственные средства своими силами восстанавливают церквушку. Как подобную избирательность епархии можно расценивать?
Юрий Подражанский, президент Санкт-Петербургского делового клуба:
— Когда отмечаются религиозные праздники — Пасха, Рождество — в Исаакиевском соборе проводятся службы. Никто не запрещает. Более того, такие мероприятия поощряются. Насколько я знаю, в соборе есть еще придел, где церковь проводит религиозные ритуалы. Потому претензии РПЦ в отношении Исаакиевского собора, на мой взгляд, просто некорректны.
Борис Вишневский, депутат закса:
— Церкви передавать собор нельзя потому, что он строился за государственные деньги и никогда ей не принадлежал. В соборе время от времени проводятся богослужения, и никто им не препятствует. Но он остается музеем. И должен оставаться им и дальше. На мой взгляд, РПЦ следовало бы заняться восстановлением полуразрушенных храмов, коих не так мало в Санкт-Петербурге, а не протягивать руку за благополучными процветающими объектами вроде Исаакиевского собора.
Николай Буров, директор музея «Исаакиевский собор»:
— Нужно думать о завтрашнем дне музея, а также нашего города. Исаакиевский собор — общенародное достояние, и, надеюсь, ни у кого не хватит мозгов отобрать его у общества. Музей был, музей есть, музей должен быть.