Оценивая граффити, сложно провести четкую границу между свободой художественного самовыражения и мелким хулиганством, арт-акцией и социальной провокацией.
То, что неограниченное рисование на стенах домов «кому чего вздумается» неприемлемо, очевидно и самим уличным художникам. Однако, по их мнению, правовые «заборы», ограждающие свободные поверхности, могли бы быть и пониже. Разобраться в существующей ситуации и определить приемлемые для всех сторон «правила игры» в этой сфере была призвана встреча стрит-артеров и представителей власти Санкт-Петербурга.
Dura lex, sed lex
Формально вопрос размещения изображений на стены зданий и сооружений достаточно четко регламентирован. И глава комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев объяснил почему.
«Нанесение росписей на фасады зданий и сооружений — процесс, затрагивающий гораздо больше людей, чем создание художественного произведения на холсте, потому что здесь речь идет об изменении городской среды. А она принадлежит всем жителям. Кроме желания художника, нужно учитывать и мнение жителей. Наверное, в доисторические времена наскальные рисунки действительно не проходили согласования у охотников и собирателей, но в городской среде, особенно такой ценной, как в Северной столице, подобные действия недопустимы», — подчеркнул он.
Портрет Петра I | Фото: instagram.com/goodwin45
По словам замглавы КГА, главного художника Петербурга Алексея Моора, процедуры согласования нанесения граффити на городские объекты (за исключением лицевых фасадов зданий, которые расписывать запрещено) всем заинтересованным лицам известны и состоят из двух этапов. Первый — выдача задания на разработку проекта благоустройства — занимает 30 дней, второй — согласование самого проекта — еще 22 рабочих дня.
«Это вполне приемлемые и обоснованные сроки. Не знаю, почему процедура пугает людей. Те, кто учился в художественных учебных заведениях, хорошо знают, что любая курсовая требует как минимум двух-трех месяцев подготовки, чтобы получить результат, который можно потом кому-то показать», — считает он.
Кроме того, добавляет Алексей Моор, необходимо получить согласие собственников здания, а если оно является объектом культурного наследия — еще и согласование КГИОП. Между тем заявок на согласование настенных изображений, по словам чиновника, поступает от граффитистов крайне мало.
Реалии жизни
Сами уличные художники не спорят с тем, что ничем не ограниченная возможность рисовать на стенах будет не на пользу городу. Но простое и быстрое согласование властями настенных изображений на практике существует только на бумаге, отмечает лидер арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина. С ней полностью согласен стрит-артер Олег Лукьянов — автор изображения поэта Иосифа Бродского, уничтожение которого недавно вызвало громкий скандал.
Портрет И. Бродского / instagram.com/brodsky.online
«У нас есть проекты, которые мы пытаемся согласовать. Например, на одной из школ в Адмиралтейском районе. Уже год согласуем, пока выше замглавы райадминистрации не дошли. Они нам постоянно все новые требования выставляют. Мы одни выполняем, они следующие выдвигают. В итоге получается этакий пинг-понг. А в КГА документы подать мы не можем, пока район не согласует», — говорит Олег Лукьянов.
Результатом такой позиции власти и является то, что большинство стрит-артеров предпочитают действовать без согласований, на свой страх и риск, понимая возможность того, что их работы будут уничтожены, как это произошло с портретом Иосифа Бродского.
В целом историю с этим изображением можно назвать вполне стандартной, а потому весьма удобной для «разбора полетов» в этой сфере. Владимир Григорьев уверен, что если бы художник действовал по правилам, ему бы согласовали размещение портрета (разве что без сигареты — все-таки забор школы). Сам Олег Лукьянов признал, что просто не знал, что размещает изображение на школьном заборе.
А председатель КГИОП Сергей Макаров объяснил «безжалостные» действия завхоза учебного заведения, которые многих столь сильно возмутили.
«Нельзя просто взять и что-то нанести на стену или ограду в городе, потому что за это по закону будет отвечать тот, кому эта стена или ограда принадлежит. Представьте себе чувства завхоза школы, на ограде которой разместили арт-объект с изображением Иосифа Бродского. При проверке контролирующий орган оштрафует школу, а не художника», — отметил он.
Результатом всей этой «чехарды» мотивов и становятся абсурдные, на первый взгляд, заявления районной власти, что они готовы согласовать появление того же изображения на том же месте, вызывающие недоуменный вопрос: «Зачем же замазывали, если можно?».
«Вода — это жизнь» / Пресс-служба КГИОП
Сергей Макаров заявил, что в вопросах сохранения того или иного рисунка власть готова прислушиваться к мнению граждан. Например, благодаря многочисленным обращениям, в марте 2020 года было принято решение сохранить настенную роспись «Вода — это жизнь», выполненную 30 лет назад американскими и российскими художниками на брандмауэре дома по адресу: Гаванская улица, 47.
Он добавил также, что не возражает против сохранения сделанного много лет назад граффити во дворе здания КГИОП, но подчеркнул, что для этого нужно получить согласование, в том числе самого КГИОП.
Трансформаторный компромисс
Анастасия Владычкина и Олег Лукьянов согласились с тем, что определенные правила нужны, но предлагают по возможности упростить и смягчить правовые процедуры согласования для художников. Основатель Института исследования стрит-арта Альбина Мотор отмечает, что подавляющее большинство работ можно гармонично вписать в градостроительный контекст.
«Мы могли бы делать арт-объекты на заказ и с соответствующими согласованиями», — отмечает она.
Эксперт предложила властям рассмотреть использование трансформаторных будок для творческого выражения уличных художников и ослабить процедуру согласования изображений на них.
Портрет Ю. Шевчука / vk.com/myhoodisgood
Категорического неприятия со стороны представителей городской власти инициатива не вызвала.
«Я не являюсь противником искусства в публичном пространстве. Вполне можно рассмотреть росписи трансформаторных будок даже в центре города, но при условии их согласования», — заявил Сергей Макаров.
Поддержал он и создание специальных мест в городе для творчества, при условии, что они должны быть отдалены от объектов культурного наследия и современных архитектурных ансамблей. А вот временные художественные конструкции в виде баннеров или щитов, по мнению чиновника, можно устанавливать практически везде.
А вот Алексей Моор идею трансформаторных граффити хоть принципиально и не отвергал, но отнесся к ней довольно скептически, отметив, что такие изображения, особенно мемориальные, иногда начинают жить «своей жизнью».
«Любая роспись привлекает внимание, делает объект своего рода доминантой. И порой потом там появляются мемориалы с цветами, и начинается театр абсурда. Трансформаторная подстанция превращается в некий центр духовной и культурной жизни», — говорит он.
При этом главный художник считает необходимым помочь стрит-артерам в получении необходимых бумаг. Он пообещал разработать пошаговую инструкцию согласования проектов уличного искусства.
Портрет В. Цоя / vk.com/myhoodisgood
Также представители городских властей согласились подготовить перечень адресов с ослабленным режимом регулирования размещения арт-объектов. КГА взял на себя обязательства по взаимодействию с районными администрациями с целью выявить в городе территории, пригодные для творческого выражения уличных художников.
Модный тренд
В контексте состоявшейся дискуссии интересно отметить, что стрит-арт стал достаточно активно использоваться застройщиками для оформления новых жилых комплексов. Эксперты говорят, что такие эксперименты с оформлением позволяют «отстроить» свой проект от других, придать ему оригинальный облик, повысить узнаваемость.
ЖК «Граффити» / oikumena-holding.ru
Столичный девелопер «Ойкумена» сделал гигантские граффити одной из главных «фишек» одноименного ЖК в Приморском районе.
«Нестандартные объекты, удобные площадки и элементы творчества внутри жилого комплекса в конечном итоге помогают нам сделать повседневную жизнь будущих жильцов интереснее», — говорит исполнительный директор компании «Ойкумена» Роман Мирошников.
Сюжеты для росписей выбраны разные. Так, в проекте под названием «Импульс» художник Petro использовал мотивы русского авангарда и кубизма. Два сюжета посвящены знаменитой «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
«Никаких творческих ограничений не было, это очень важно для художников. По проекту Алексея Kislow, на 24-этажном доме появилось граффити „Чаепитие“, я работал над „Алисой“. Пожалуй, главная трудность в работе над моей частью — это окна. Мы решили не прятать их, а обыграть. Поэтому Алиса, стоя на двух стульях, как бы заглядывает к кому-то в квартиру в поисках кролика», — рассказывает художник Роман Мураткин.
И это не единственный пример. Квартал «Вена» проекта «Семь столиц» в Кудрово от Setl Group украсили граффити по мотивам произведений Густава Климта.
ЖК «Вена» / Пресс-служба Setl Group
Ольга Трошева, руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» (Setl Group) говорит, что для оформления брандмауэров проекта компания пригласила профессиональных художников из ГК «Арт-Фасад», неоднократно работавших с подобными проектами.
«В итоге на торцах одного из домов появились фантазийные репродукции картин известного австрийского художника Густава Климта: „Портрет Адели Блох-Бауэр I“ и „Поцелуй“. А через некоторое время другой дом украсили росписи, объединенные общей концепцией „Венский вальс“, что является отсылкой к Вене как мировой музыкальной столице. Роспись представляет собой копию оригинальной нотной партитуры „Венского вальса“. Изображения стали настоящей достопримечательностью квартала», — рассказывает она.
А в компании «Отделстрой» настенную роспись по мотивам «открыточных символов» Северной столицы использовали, чтобы визуально «приблизить» ЖК «Новый Оккервиль» к центру города.
«Нам хотелось создать уголок исторического Петербурга, чтобы жители комплекса, расположенного в спальном районе, не чувствовали себя оторванными от центра. Узнаваемый городской пейзаж приносит радость и детям, и их родителям. Над креативным оформлением объектов работали художники компании Raskrasimvse», — поясняет начальник отдела продаж «Отделстроя» Николай Гражданкин.
ЖК «Новый Оккервиль» / Пресс-служба компании «Отделстрой»
Он подчеркивает, что, помимо большого граффити на брандмауэре дома, в комплексе большое число арт-объектов меньшего размера. Это художественно оформленные трансформаторные подстанции во дворе практически каждого дома, автономные котельные, водонасосная станция.
«Внешний вид этих технических построек часто оставляет желать лучшего. Всем известны неприглядные трансформаторные подстанции, сплошь обклеенные объявлениями или исписанные малоприличными надписями. Поэтому в „Новом Оккервиле» мы художественно оформили практически все технические объекты, превратив их в арт-объекты. Уже прошло несколько лет, а они до сих пор являются украшением дворов, ни у кого даже рука не поднимается как-то их „использовать“ для самовыражения», — рассказывает специалист.
Думается, что подобная практическая польза от размещения граффити на трансформаторных будках должна навести чиновников на мысли о перспективах использования уличного искусства для борьбы за приличный облик технических построек, оград, брандмауэров и иных площадей, где качественные граффити в любом случае будут смотреться лучше похабных надписей.