14 июля 2014 , понедельник 08:07
RSS
Колонки
19:09, 26.11.2013

Репрессированный функционализм 

Александр Тупеко, краевед, журналист

В эти выходные в Выборге состоялось торжественное открытие после многолетней реставрации уникального памятника функционализма — библиотеки Алвара Аалто, единственной на территории нашей страны постройки этого выдающегося финского архитектора. Данное мероприятие заставило вспомнить и еще об одном доставшемся нам в наследие от финнов памятнике этого необычного стиля — отметившем в этом году свое 80-летие здании магазина Кооперативного предприятия Карельского перешейка в Зеленогорске, построенного другим выдающимся архитектором финского функционализма Эркки Хуттуненом. Однако узнать в нем творение известного зодчего сегодня практически невозможно. Но обо всем по порядку.

В эти выходные в Выборге состоялось торжественное открытие после многолетней реставрации уникального памятника функционализма — библиотеки Алвара Аалто, единственной на территории нашей страны постройки этого выдающегося финского архитектора. Данное мероприятие заставило вспомнить и еще об одном доставшемся нам в наследие от финнов памятнике этого необычного стиля — отметившем в этом году свое 80-летие здании магазина Кооперативного предприятия Карельского перешейка в Зеленогорске, построенного другим выдающимся архитектором финского функционализма Эркки Хуттуненом. Однако узнать в нем творение известного зодчего сегодня практически невозможно. Но обо всем по порядку.

Функционализм как стиль в архитектуре возник в Германии в стенах знаменитой школы Баухаус. Направление требовало строгого соответствия зданий их функциям и дало обоснованные приемы и нормы планировки построек. Никакого внешнего декора, ни одного не имеющего конкретного назначения метра площади. Ввиду этого функционалистские здания интересны не своими фасадами, а воспринимаются как цельный объем, вернее даже будет сказать, как совокупность этих объемов. Некоторые характерные приемы функционализма, такие, например, как использование ленточного остекления и плоские кровли, были идеей знаменитого архитектора Ле Корбюзье, к слову, называвшего дом «машиной для жилья».

В стиле функционализма в Выборге в 1920–1930-е годы был выстроен не один десяток зданий самого разного назначения — промышленные предприятия, государственные учреждения, жилые дома. Это и отреставрированное не так давно здание художественной школы на Панцерлаксе авторства Уно Ульберга, где сейчас располагается филиал Эрмитажа, и здание оптовой торговой фирмы Savo-Karjala на берегу бухты Салаккалахти, построенное Тойво Паатела, и знаменитая одиннадцатиэтажка страховой компании Karjala авторства Олли Пёюрю, ставшая первым высотным зданием в Выборге. Ее начали строить 1939 году, однако на время, когда Выборг заняли советские войска, стройка остановилась и была закончена лишь в 1943-м, во время «второго финского периода». Здание достраивали как символ возрождения Выборга, но по иронии судьбы оно стало последним домом, построенным там финскими архитекторами, — в 1944 году город вновь перешел Советскому Союзу.

Еще более необычная судьба у здания хлебокомбината на Ленинградском проспекте. Оно строилось в 1930-е годы по проекту еще одного архитектора финского функционализма Эркки Хуттунена. На момент постройки оно считалось примером самой прогрессивной промышленной архитектуры. Громадное сооружение с шестиэтажными корпусами, вдоль фасадов которых протянулись сплошные ленточные окна, и массивными башнями элеваторов было взорвано летом 1941 года, во время первого советского наступления, и вновь отстроено в период финского возвращения. Сейчас здание продолжает выполнять свою первоначальную функцию.

Автор хлебокомбината Эркки Хуттунен, наряду с Алваром Аалто, считается одним из самых значительных представителей финского функционализма. Он построил внушительное здание городской администрации в Котке, евангелическо-лютеранскую церковь общины Наккила в провинции Сатакунта, пансионат в деревне Раямяки и многие другие здания. Сохранилось наследие Хуттунена и на бывших финских территориях, находящихся теперь в составе России, — в Сортавале по его проекту построены, например, дом Туркама и гостиница Seurahuone.

С 1928 года Хуттунен работал в отделе строительства Центрального союза кооперативов Финляндии (SOK), с 1939 по 1942 год был его руководителем, позднее архитектора назначили главой строительного управления. За годы работы в союзе кооперативов Эркки Хуттунен построил немало офисов, складов и магазинов для этой организации.

Магазины союза кооперативов Хуттунен строил не только в крупных городах Финляндии, но и на Карельском перешейке, и любопытному петербуржцу не нужно ехать в Хельсинки или хотя бы в Выборг, чтобы увидеть одно из творений мастера функционализма. Около часа езды на электричке — и вы в Зеленогорске, бывшем финском поселке Терийоки. Там, на проспекте Ленина, который в финский период носил название Viertotie, находится построенный в 1933 году головной магазин Кооперативного предприятия Карельского перешейка — на тот период один из крупнейших в центральном союзе кооперативов Финляндии.

На первом этаже этого здания и сегодня находятся магазины, но узнать в нем черты функционализма сегодня практически невозможно — за годы войн здание сильно пострадало, а после было реконструировано, и его оригинальный облик не сохранился. Теперь магазин «замаскирован» под стандартную послевоенную «сталинку», каких много в небольших городах России. Вместо сплошной, идущей вдоль всего главного фасада и частично заходящей за углы витрины со стильно закругленными углами, там сейчас небольшой застекленный выступ; на третьем этаже, изначально не имевшем окон, вырублен ряд арочных проемов, а под самой крышей здание обрамляет массивный карниз. Изначально белоснежная постройка стала теперь серо-коричневой, а о ее принадлежности к функционализму напоминает оставшийся практически нетронутым дворовый флигель, лишенный элементов декора, с характерными узкими горизонтальными окошками.

Сегодня здание находится не в лучшем состоянии и, увы, мало шансов, что мы когда-нибудь увидим его таким, каким его создал 80 лет тому назад архитектор Хуттунен. Можно надеяться лишь на то, что в нашей стране начнут ценить авангардную архитектуру не только эксперты и просто интересующиеся люди, но и все остальные, кто восхищается классицизмом и барокко, а памятники конструктивизма и функционализма называют сараями и сомневаются в их ценности. А заинтересовать людей можно как раз путем распространения информации в массы. И я надеюсь, что мне удастся внести свой скромный вклад своей заметкой о финском архитекторе и судьбе одного из его творений в это важное дело.

Фото: terijoki.spb.ru




Ссылки по теме:
karpovka.com: 05.07.2014

В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»

karpovka.com: 25.06.2014

На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.

karpovka.com: 11.06.2014

Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.

karpovka.com: 10.06.2014

Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.

karpovka.com: 09.06.2014

Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.

Комментарии читателей к материалу

  1. Патриот Города

    09.12.2013 в 17:36 #1 Отв., Цит.

    garde :

    @Патриот Города

    Вы громче кричите, а лучше бейтесь головой об стену какого-нибудь здания в любимом стиле. :) Вас никто не трогает. Более того сумашедших (в т.ч. считающих себя Боннапартами, патриотами и т.д.) у нас охраняет закон и нянечки заботятся чтоб вовремя их кормили и в туалет отводили. :)

    Вы никчемный троль! Я себя ни Боннапартом ни патриотом не считаю! А если Вам ничего умнее в голову не пришло, кроме как докапываться к моему нику, то Вы дурак!

  2. garde

    07.12.2013 в 19:56 #2 Отв., Цит.

    @Патриот Города

    Вы громче кричите, а лучше бейтесь головой об стену какого-нибудь здания в любимом стиле. :) Вас никто не трогает. Более того сумашедших (в т.ч. считающих себя Боннапартами, патриотами и т.д.) у нас охраняет закон и нянечки заботятся чтоб вовремя их кормили и в туалет отводили. :)

  3. Патриот Города

    07.12.2013 в 12:47 #3 Отв., Цит.

    @Инженер

    А я считал и буду считать, что всякий классицизм и подделки под него, намного-намного красивее и лучше, чем всякий уродский функцианолизм, хай-тэк и уж темболее постмодернизм!!! И классицизм действително надо было бы ввести в ранг единственно верных и красивых стилей и строить только в нём!

  4. Инженер

    05.12.2013 в 12:13 #4 Отв., Цит.

    @Патриот Города

    Так, собственно, классическую архитектуру античности (в остатках), 18-19-го века, и даже ампиры 20-го века никто и не трогает, наоборот, в основном стараются сохранить для истории.

    И даже щас строят подделки, почему нет?

    Просто возводить этот стиль в ранг единственно верного и самого «красивого»-недальновидно и бессмысленно.

  5. Патриот Города

    05.12.2013 в 11:25 #5 Отв., Цит.

    @garde

    Сами помалкивайте!!!! А я считал и буду считать, что самая красивая архитектура — это классическая архитектура!!!! Со всеми ее колонами, пилястрами, портиками и лепниной! А ваш этот функционализм — гомно на палке, бездушные не интересные коробки из бетона!!! Будь моя воля, я бы вернулся в прошлое, и самолично убил бы Ле Корбюзье за его уродские предложения и новаторские уродливые идеи в архитектуре!

  6. garde

    29.11.2013 в 11:57 #6 Отв., Цит.

    @Алексей Шишкин

    Бюджетный вариант раскраски, чему удивляться, ведь красит завхоз, а не автор произведения. :)

  7. Алексей Шишкин

    29.11.2013 в 09:52 #7 Отв., Цит.

    @Инженер

    Кошмар, это же надо было такую колеровку придумать.

  8. вЪсовщикъ

    28.11.2013 в 23:13 #8 Отв., Цит.

    @garde

    буду этому учиться у вас

    кстати у меня в вЪсовой Такелажница опять справлялся о вас

  9. горожанин

    28.11.2013 в 23:07 #9 Отв., Цит.

    Каждый стиль хорош в своём месте — среди Петербургского классицизма Баухауз не смотрится, а в залитом солнцем «Белом городе» Тель-Авива эти белоснежные здания выглядят очень органично, наверно поэтому там сейчас и остался самый большой в мире музей Баухауза. Классицизм хорош, но в своём времени и своём месте, Сталин и Гитлер так его любили, что один всё застраивал неоклассическими «сталинками», а представления второго о неоклассике до сих пор можно увидеть, например, на партийной территории Рейха в Нюрнберге или в Мюнхене. Гитлер рассматривал Импрессионизм как «дегенеративное искусство», а при Хрущёве имели место «бульдозерные выставки».

    Всегда есть противники всего нового, а любить классику проще всего, хотя она и прекрасна.

  10. garde

    28.11.2013 в 22:54 #10 Отв., Цит.

    Вам любезный далеко до понимания современной архитектуры сколько бы вы не искали пальцем по клавишам@вЪсовщикъ

  11. вЪсовщикъ

    28.11.2013 в 19:54 #11 Отв., Цит.

    @garde

    куда нам до либералов и гомосеков

  12. garde

    28.11.2013 в 16:38 #12 Отв., Цит.

    @вЪсовщикъ

    Так Вы господин «чернорабочий из весовой» тоже из рядов нацистов что ли? :)

    Как заговорил! прям Геббельс наш местный... решил всех поразить своей эрудицией

    Чем больше ЛОЖЬ, тем люди скорее в неё поверят — любимая поговорка Йозефа Геббельса.

    повылезали из всех щелей «ценители» изящного со своим «особым» профашистским мнением о современной архитектуре. Вам бы в Германию съездить, там в любом музее вам мозги вправят. Особенно в Мюнхене это хорошо сделают, где есть особо ужасный неоклассический имперский музей нацистского искуства 1937 года.

    Для малосведущих Радио Свобода рассказывает:

    www.svoboda.org/content/article/24655315.html

  13. вЪсовщикъ

    28.11.2013 в 15:49 #13 Отв., Цит.

    своей эстетической самоограниченности. это напоминает ГЕЕВ

    ================================================

    никак нет.

    еще аналитики национал-социалистической партии Германии подметили глубинную причинно-следственную связь между гомосексуализмом и творцами/любителями дегенеративного формального искуссьва ( втч фунционализма и Баухауза)

  14. garde

    28.11.2013 в 14:46 #14 Отв., Цит.

    @Патриот Города

    Коль не чувствуешь душу так и спомалкивайте, в своем уголке. Может Вы и в Русском музее полрвины шедевров не замечаете? Только Вас там никто всерьез не принимает, а тут иж как расфуфукался! :) Туповатые так и лезут свои язвы УМА напоказ вывернуть

  15. garde

    28.11.2013 в 14:28 #15 Отв., Цит.

    @Болт

    Ну , вы тут курсы грамотности откроете? Не видишь ничего а туда же поучать лезете.

    Сидите в своем узколобом мирке прошлых веков и радуйтесь...

    Незачем публично орать о своей эстетической самоограниченности. это напоминает ГЕЕВ, которых никто не трогает, но они всем хоят продкмонстрировать свою уникальность : Вы вот серые людищки прсотой ориентации, А я вот гей! :) и радуются как дети когда их в шею гонят.

  16. Патриот Города

    28.11.2013 в 12:45 #16 Отв., Цит.

    Мерзкая отвратительная и бесдушная архитектура!!! Как можно прословлять эти убожественные бетонные коробки!.. Фу-фу!

  17. Болт

    28.11.2013 в 00:03 #17 Отв., Цит.

    @garde

    Архитектура, она как мед: либо она есть, либо ее нет.

  18. Andy

    27.11.2013 в 23:24 #18 Отв., Цит.

    @garde

    > Уважать искусство, даже если вам не хватает ума чтобы его понять.

    Функционализм есть функция формы от содержания. И никакое другое содержание, кроме как филиала «Шайбы» (это такая «просрачка» на финской границе) не соответствует данной функции. А без содержания один сплошной формализм получается!

    Так что поменьше хамства и побольше уважения.

  19. garde

    27.11.2013 в 23:01 #19 Отв., Цит.

    Болты

    Вас никто не заставляет что-то в искусстве любить. О вкусах не смотрят, как известно. Но вам и работникам весов надо уважать не только любимый стиль, но и любой другой, остро Уважать искусство, даже если вам не хватает ума чтобы его понять. Так что поменьше хамства и побольше уважения.

  20. эстет

    27.11.2013 в 22:05 #20 Отв., Цит.

    @Дм. Сухин

    Внаших вузах историю архитектуры преподают так, что на глубокое изучение модернизма у студентов времени нет. Все поглощает штудирование ордеров. Так что неточности с Баухаузом простительны.

  21. Болт

    27.11.2013 в 19:40 #21 Отв., Цит.

    @эстет

    Наслаждайтесь еще одним шедевром, питерским!

    www.timetolive.ru/images/... -_15-10-2004.jpg

  22. Болт

    27.11.2013 в 19:36 #22 Отв., Цит.

    Очень интересный материал. Правда, меня ни за что не заставите любить эту архитектуру. Даже если пряник тульский купите.

  23. Оксана Л.

    27.11.2013 в 14:51 #23 Отв., Цит.

    Интересная статья! Мне бы в голову не пришло подобные здания воспринимать как ценные памятники архитектуры. Век живи — век учись.

  24. Инженер

    27.11.2013 в 14:51 #24 Отв., Цит.

    Похожее здание есть в центре Приозерска.

    Вот оно!

    maps.yandex.ru/-/CVbHMT8Q

  25. Дм. Сухин

    27.11.2013 в 14:27 #25 Отв., Цит.

    Не будь первого абзаца («Функционализм как стиль в архитектуре возник в...» до «...называвшего дом «машиной для жилья».») — хорошая была бы статья. Но абзац её портит, так как ошибок в нём — в каждом слове. И функционализм возник не в Баухаузе (в нём в первые годы вообще архитектуры не было), и Корбюзье к этому движению пришёл лишь когда оно уже сформировалось... Была до того и «новая вещественность», «новое зодчество», мало ли было групп! — даже тот же конструктивизм в СССР, все они предшествовали названным в абзаце именам. Так зачем их, спрашивается, вообще называли?

  26. Горожанка

    27.11.2013 в 10:58 #26 Отв., Цит.

    Александр, спасибо за интересный материал. И финнам спасибо за реконструкцию. Замку, видимо, деньги нужно у шведов просить.

  27. garde

    27.11.2013 в 10:23 #27 Отв., Цит.

    Хорошая правильная тема. Только следует продолжить и написать про Реприссированный КОНСТРУКТИВИЗМ. Пока в нашем городе подвизаются всякие мужики из Весовой с их хамским пренебрежением к современности в искусстве эта тема актуальна. Дурацкие замечания и идеи снести все, что не вписывается в их тупые рамки ретроспективизма и неоклассики лишнее свидетельство тому, что важно разъяснять публике что такое ХОРОШО в архитектуре. Ибо количество зашоренных стариной глупцов и эстетически ограниченных дилетантов пугает.

  28. вЪсовщикъ

    27.11.2013 в 00:05 #28 Отв., Цит.

    @эстет

    вы воспринимаете это эдание в довоенном виде шедевром?

  29. Лиличка

    26.11.2013 в 23:58 #29 Отв., Цит.

    И, к сожалению, не могу поддержать вас в вашем восторге. Нынешний облик здания — увы и ах, на меня не производит ровным счетом никакого впечатления.

  30. Лиличка

    26.11.2013 в 23:57 #30 Отв., Цит.

    Александр, спасибо. Буду теперь знать, чем тыкать под нос нынешним финнам, которые заполонили город. Хуттуненом!

  31. эстет

    26.11.2013 в 22:29 #31 Отв., Цит.

    @вЪсовщикъ

    Только глупцу шедевр может казаться сараем или больному какой болезнью

  32. вЪсовщикъ

    26.11.2013 в 21:25 #32 Отв., Цит.

    в Терийоках на Viertotie здание выглядит как вкусный образец новой эстетики

    на Литейном бы — как сарай

  33. Алексей Шишкин

    26.11.2013 в 20:26 #33 Отв., Цит.

    Да, он хорошенький. Мне тоже нравится.

Комментарий*:
Да! Я не робот и знаю, что: 
− 5 = ноль
 
Интересное
0_6e75_edbff818_XL
Самый мрачный и таинственный петербургский памятник архитектуры СИЗО «Кресты» оказался не нужен ни ...
Мозаичный дворик
Чуть больше месяца назад вход в дом с Ротондой стал общедоступным, но платным. Что изменилось за ...
мансарда2
В последние годы в Петербурге в массовом порядке под крышами исторических зданий-памятников ...
набережные
Петербург часто называют Северной Венецией, ведь 10% его площади занимают внутренние воды. Однако ...
Новая Голландия (6)
Скоро территория Новой Голландии лишится своего исторического флера закрытого военного объекта и ...
Короткой строкой
Мнение читателей
Евгений
2014-07-08 19:27:56
Светофор сегодня уже работает в новом режиме, успеваю перейти дорогу. Спасибо большое!
Фотопроекты
Коммуналка Пестеля
29.05.2014

«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.

«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.

«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».

Мариинка2
02.06.2014

Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.

Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».

Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Загмайстеру – золото, Банкову – платину!
В Нью-Йорке появится улица имени Сергея Довлатова
Концерт в поддержку Саши Соколовой
«Я готов их у себя дома поселить» (2)
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

Сергея Цапка кремировали в Волгограде
Германия через 24 года вернула себе титул Чемпиона Мира
День российской почты
Выставка в Комарово познакомит с дачной жизнью Шостаковича, Ахматовой и Бродского
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2014. 16+
[email protected]
Телефон: 3209308.
Адрес: 192025, Санкт-Петербург,
Магнитогорская, 51 лит.Ж
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно.
«Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320
Наверх