Сенсационная находка была обнаружена в Меншиковом бастионе. При выемке грунта, которую критиковали известные археологи, откопали дерево-земляную крепость 1703 года. Подробности «Карповке» сегодня вечером рассказал заведующий сектором архитектурной археологии Эрмитажа Олег Иоаннисян.
Сенсационная находка была обнаружена в Меншиковом бастионе. При выемке грунта, которую критиковали известные археологи, откопали дерево-земляную крепость 1703 года. Подробности «Карповке» сегодня вечером рассказал заведующий сектором архитектурной археологии Эрмитажа Олег Иоаннисян.
— Работы по выемке грунта из Меншикова бастиона ведутся с мая. Они уже вызывали беспокойство горожан и специалистов, которые считают, что этот грунт — такой же памятник, как и сам бастион. Однако Михаил Исаевич Мильчик, замдиректора института «Спецпроектреставрация» (он проводил экспертизу), говорит, что грунт не представляет исторической ценности. Это действительно так?
— Не совсем. Там нет культурного слоя. Та насыпь, что находится внутри бастиона между двумя каменными стенами, — это не культурный слой, а конструкция.
Сейчас выявлено, что эта насыпь относится к бастиону 1703 года — деревянному. Он — самый первый бастион прежней дерево-земляной крепости. Сейчас стало точно известно, что при строительстве в 1706 году каменного бастиона использовали деревянный бастион. И это на самом деле сенсация. Это означает, что находящийся внутри грунт хоть и не является культурным слоем, но он является земляной архитектурой.
— Найденный грунт подлежит сохранению?
— Сложный вопрос. По идее — да. Но здесь нужно провести исследование, насколько этот переувлажненный грунт влияет на каменную облицовку (дело в том, что в результате реставрации 1960 года внутрь бастиона стала попадать вода и оказывать негативное влияние на конструкции бастиона. — Прим. ред.). Все зависит от финансирования, которое не предполагало таких находок.
— На ваш взгляд, метод археологического надзора взамен напрашивавшихся раскопок был логично выбран на начальном этапе проведения работ по выемке грунта?
— На самом начальном этапе его было достаточно, потому сгребали верхний откровенно балластный слой, который был основой под мощение. Как только его выгребли, сразу стало очевидно, что мы сталкиваемся с двумя сложными проблемами: во-первых, с наличием самого первого, земляного бастиона и, во-вторых, с очень нестандартной конструкцией второго, каменного бастиона.
— А в чем нестандартность?
— Там находились арки, которые имели одну-единственную цель — служить основой для сцепления земляной насыпи с каменной облицовкой. Эти многоцентровые арки, очевидно, клали без опалубки. Они совершенно невероятной формы, безумной конструкции, с гигантским пролетом без опор. Сами по себе они держаться не могут — только за счет земли, которую сейчас вынули. Возникает вопрос: что делать дальше? И этот вопрос упирается в финансирование.
— И что дальше? Работы будут приостанавливаться, должны вестись какие-то другие?
— Выемка грунта приостановлена КГИОПом. И сейчас разрабатывается программа дальнейших работ. Во вторник уже будут видны ее первые наметки.
Разрешение на «выполнение первоочередных ремонтно-реставрационных работ по шпицу Меншикова бастиона» КГИОП выдал 31 мая. Они включили «выемку грунта из пространства между валганговыми и эскарповыми стенами Меншикова бастиона». Подрядчиком по заказу Музея истории Петербурга стало ЗАО «Производственное объединение „Возрождение“». Сергей Новиков, гендиректор «Возрождения», пояснил «Карповке», что выемка проводится «с целью сохранения исторического памятника».
Фото: Леонида Шадевского
археология, группа-возрождение, кгиоп, музей-истории-санкт-петербурга, по-возрождение, спецпроектреставрация, эрмитаж
В честь открытия был организован конкурс проектов мемориальной зоны клуба.
Оспариваемое распоряжение, согласовавшее проект «приспособления под современное использование», существенно сокращает предметы охраны.
Ремонтировать цирк на Фонтанке будет московская компания.
В ходе проверки установлены факты вывоза строительных отходов на несанкционированную свалку.
На купол Кунсткамеры руферы забрались в ночь с 14 на 15 сентября.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com