В начале декабря губернатор Петербурга принял первый дом, возведенный в Сосновой Поляне по программе реновации. Архитектором проекта стал англичанин Кен Роррисон. Возможно, об этом доме в будущем станут вспоминать как о первенце масштабного проекта, призванного улучшить качество жилья петербуржцев. Впрочем, не станем загадывать. Лучше вспомним о первенце крупнопанельного строительства.
В начале декабря губернатор Петербурга принял первый дом, возведенный в Сосновой Поляне по программе реновации. Архитектором проекта стал англичанин Кен Роррисон. Возможно, об этом доме в будущем станут вспоминать как о первенце масштабного проекта, призванного улучшить качество жилья петербуржцев. Впрочем, не станем загадывать. Лучше вспомним о первенце крупнопанельного строительства.
В 1955 году в Щемиловке, на тогдашней рабочей окраине Ленинграда, был построен жилой дом, предопределивший на много лет вперед строительную политику государства. В Советском Союзе наступил период массового жилищного строительства, а этот дом стал первым экспериментальным крупноблочным. Своего рода предшественником хрущевок, с которыми нынешний Петербург вслед за Москвой, судя по всему, решил бороться до их уничтожения как класса.
Помнится, в середине 1960-х, когда в Ленинграде пятиэтажки лепились буквально как блины, в школе нам с гордостью рассказывали, как это здорово — собирать дом из секций всего за две-три декады и как в скором и, безусловно, светлом будущем каждый станет жить в отдельной квартире.
Речь шла о хрущевках, которые постепенно стали совершенствоваться и превратились в брежневки, по фамилии руководителя государства. В брежневках вновь разделили туалет и ванную комнату и на несколько сантиметров повысили потолки.
Но этот дом, числящийся под номером 10 по улице Полярников, к хрущевкам, то есть к классовым врагам, не относится. Хотя его можно и, наверно, должно считать их предвестником. Кстати, этот панельный дом был собран за семьдесят девять дней. Еще три недели ушло на отделочные работы. В сумме получается сто дней от начала строительства до сдачи в эксплуатацию.
Это здание спроектировали архитектор Александр Васильев и инженер Зиновий Каплунов. Оно смонтировано из шлакобетонных панелей таким образом, что сразу получалась комната. Историк архитектуры Валерий Исаченко отмечает, что этот дом был построен после поездки Васильева во Флоренцию и делает из этого предположение, что флорентийские впечатления повлияли на его облик: «Он словно расчерчен на панели, как фасады ренессансных зданий».
К слову, Васильев стал первым ленинградским зодчим, внедрившим в практику открытый шов. Но следует сделать оговорку. Открытый шов на этом здании вовсе не похож на те открытые швы, которые мы привыкли видеть на крупнопанельных домах разных серий — и хрущевок, и брежневок, как пяти-, так и девятиэтажных. Шовчик на доме Александра Васильева аккуратный. На него и поглядеть приятно. Да и сам дом не убог, как обычные серийные дома, а просто очень скромен.
Эксперимент был признан успешным. Вскоре мастерская № 5 института «Ленпроект», руководил которой другой прекрасный зодчий Евгений Левинсон, создала целый квартал типовой застройки южнее улицы Полярников. В книги по истории ленинградской-петербургской архитектуры этот квартал вошел под номером 122. Если же объяснить по-человечески, то это территория, ограниченная бульваром Красных Зорь, улицами Кибальчича, Ивановской и Седова.
Эти дома уже можно назвать представителями переходного периода от «сталинок» к хрущевкам. Но и они еще отличаются в лучшую сторону от убогоньких коробок, которые к концу 1950-х научились лепить на Автовском, Обуховском и Полюстровском домостроительных комбинатах.
Дом 10 по улице Полярников, который, несмотря на высказанные выше похвалы, трудно признать архитектурным шедевром, тем не менее должно признать исторически ценным градостроительным объектом. Иными словами, предметом государственной охраны.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Губин
На вышеприведенных ссылках совершенно не те дворы. Вот она Полярников
maps.yandex.ru/-/CVb37N1v
эстет
@Инженер
Теорию и я знаю, изучал и сдавол курс стройматериалов в ВУЗе.
Но если автор не ошибся — здесь шлакобетон, то лучше снести и оставить только в музее стенд.
Инженер
@эстет
А что не так?
Шлакоблочные дома-известный термин.
Шлак, ну точно не знаю, побочный продукт некоторых, в том числе металлургических производств. Легкий, пористый, с неплохими теплотехническими свойствами. Гадость, конечно, но как заполнитель вполне может использоваться в бетоне. Вот и использовали.
Более «чистые»-керамзит, перлит, аглопорит. На их основе тоже делали бетонные смеси для наружных стеновых панелей...Причем такие панели могли быть самонесущими, в отличии от газобетонных навесных панелей (сер. 600, 600а, 600.11, ну, «корабли»).
Алик с Анд
@эстет
))) мне помнится в 50-е были проблемы с добычей керамзита
пробовал лепить блины — не получилось
эстет
Насчет ШЛАКОбетонных панелей — я бы попросил автора проверить: понимает ли он что это значит? :)
Думаю, что это КЕРАМЗИТОбетонные панели.
Andy
> Следует уточнить место, где же построен тот дом, что на фотке
Где эта улица, где этот дом?
maps.yandex.ru/-/CVbpR8P-#
Инженер
А, вот появилась фотка.
Только она не из этого квартала, на который я дал ссылку...Тут дома уже иные, именно панельные для массового строительства.
Следует уточнить место, где же построен тот дом, что на фотке. Видимо, он действительно первый, но потом всё сильно упростилось. Хотя дома в Щемиловке как считается-не плохие.
Инженер
@Andy
Квартал застроен по контуру.
Ну если только одно из двухсекционных зданий с отступом:
maps.yandex.ru/-/CVbpNNIV
Я, если честно, не знаю, какой был первым.
Andy
@Инженер
нет, этот дом в глубине квартала.
Инженер
Какой-то из этих домов:
maps.yandex.ru/-/CVbpBYm7
Заметка хорошая.
Оксана Л.
А где фото героини статьи — пятиэтажки?