Брат-близнец маятника Фуко, изобретенного во Франции и предназначенного для доказательства вращения Земли вокруг Солнца, был создан в Петербурге более 80 лет назад. И размещался элемент, призванный по задумке советской власти доказать отсутствие в мире божественного, не где-нибудь, а в Исаакиевском соборе.
Брат-близнец маятника Фуко, изобретенного во Франции и предназначенного для доказательства вращения Земли вокруг Солнца, был создан в Петербурге более 80 лет назад. И размещался элемент, призванный по задумке советской власти доказать отсутствие в мире божественного, не где-нибудь, а в Исаакиевском соборе.
Хранитель государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Сергей Николаевич Окунев сегодня рассказал мне, что маятник по-прежнему находится в соборе и многие знающие об этом посетители крайне не рады сему факту. Мол, оскверняющий собор в течение 60 лет элемент не достоин памяти.
Саму идею опыта сотрудники музея подхватили у французского физика Жана Фуко, который продемонстрировал его под куполом Пантеона. «Опыт провели с благословения Папы Римского для того, чтобы доказать могущество Бога. В СССР у аналогичного действия были совсем другие задачи — доказать отсутствие божественного», — рассказал Сергей Николаевич.
Появился маятник, подвешенный прямо под куполом собора, в 1931 году. Тогда, переставший быть собором, Исаакиевский стал Государственным антирелигиозным музеем, где в ночь с 11 на 12 апреля был продемонстрирован опыт, доказывающий вращение Земли вокруг своей оси. Такое вот опровержение божественного.
Маятник исчез из Исаакиевского собора в тот момент, когда к людям вернулась вера. 17 июня 1990 года в Исаакиевском соборе состоялось торжественное богослужение, впервые после закрытия. Маятник Фуко же постигла невеселая участь: его демонтировали, а на освободившееся место вернули свергнутого ранее голубя как символ Святого Духа.
Сегодня в самом соборе можно найти только напоминание о маятнике: на полу в центре, строго под куполом, выложен разноцветный орнамент в форме круга. Почти 60 лет это место было ограждено и входить туда разрешалось только экскурсоводам. Внутри него прямо через центр раскачивался шар с наконечником, подвешенный на проволоке где-то высоко под куполом. В начале рассказа экскурсовод ставил на внешнюю окружность брусок в нескольких сантиметров от того места, где шар пересекал окружность. За время рассказа расстояние между бруском и наконечником шара неизменно сокращалось. Наконец, под удовлетворенные возгласы брусок падал, сбитый при очередном пролете шара.
Посмотреть же на маятник сейчас можно лишь в подвалах Исаакиевского собора, где он то ли мирно дожидается своего нового выхода, то ли просто отдыхает от непрерывной многолетней работы.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
filpin
Не понимаю, чем маятник Фуко помешал? Или церковь хочет опровергнуть факт вращения земли?
А фрески Микеланджело «Сотворение мира» в Сикстинской капелле Ватикана — это тоже «осквернение» чувств? — Ведь одно время началась кампания со стороны нашего клира
об изъятии всей «обнаженки» из отечественных музеев. Сейчас, правда, почему-то «забыли» об этом, а то половина экспозиции музеев осела бы в запасниках.
Randyy
«опыт, доказывающий вращение Земли вокруг своей оси. Такое вот опровержение божественного.»
странный вывод об опровержении :)
мне всегда казалось что наоборот, маятник Фуко это вполне божественная конструкция, наподобие числа Пи.
Инженер
А что хочет донести до читателей автор заметки?
Я не понял...
Andy
> действие маятника многие из нас видели, бога — никто
видишь суслика, Анонимус? Нет. И я нет. А он есть.
Аноним
сняв маятник — Земля не перестала вращаться, действие маятника многие из нас видели, бога — никто