Осенью прошлого года в Эрмитаже была представлена книга Льва Ильина «Прогулки по Ленинграду». Рукопись архитектора, погибшего 11 декабря 1942 года на Невском проспекте (тогда еще – 25 Октября) при бомбежке, хранится в музее истории Петербурга, который и выпустил труд, сопроводив его примечаниями научного сотрудника музея Елены Кононенко.
Совершить прогулку вместе с Львом Александровичем по Петербургу будет полезно всем, кто интересуется историей города и его архитектурой. Во-первых, она написана хорошим русским языком. Во-вторых, раскрывает Ильина и как Зодчего с большой буквы, и как Гражданина своего города.
Горожане сегодня чаще всего негативно высказываются по поводу появления в историческом центре новых зданий. Надо сказать, что, к сожалению, такая оценка почти всегда справедлива. А примеры Монблана, гостиницы на Почтамтской, 4, и второй сцены Мариинского театра просто вопиющи.
Но ведь есть и удачные примеры. Скажем, дом 13 по Фонтанке, он же – 10 по Караванной улице. Здание XXI века хорошо присоседилось к Дому кино. Интересно, как бы к нему отнесся Лев Александрович?
Когда-то на месте этого дома стояло здание рубежа XVIII-XIX веков. «Когда он рушился, не было времени его обмерить, — пишет Лев Ильин. — Помню его симметричный, смело и широко решенный план с хорошим двором, на который лестницы выходили полукруглыми клетками. Фасад, помнится, был типичного построения – рустованный нижний этаж на плитном цоколе, с хорошими замковыми камнями в окнах, пилястровый или полуколонный ордер поддерживал фронтон».
Дом пострадал вскоре после революции от пожара. А затем... Его облюбовали, по-современному говоря, всяческие бомжи и нелегалы, которые и разрушили в итоге дом, разобрав его по бревнышку, по кирпичику. Дыра зияла еще в течение четырех десятилетий после смерти архитектора Ильина, пока не приступили к строительству, которое затянулось на двадцать с лишним лет.
А вот оценку дому П.Л. Фокина, что выходит сразу на три адреса - набережную Фонтанки, площадь Белинского и Караванную улицу, то есть находится прямо напротив цирка, – он успел дать.
«Это даже не бонбоньерка, не торт – частота окон доведена в нем до пределов эффективности. Даже угловые эркеры совершенно тонкие, такие же, как и карнизы над ними. Экономия, погоня за барышом иссушили все формы. Удивительно, как в таком городе, в таком месте допущены были такие коммерческие подходы к застройке площади в одной из его живописнейших и насыщенных историей частей. Это один из примеров глубоко патологического архитектурного падения Ленинграда к началу XX века», — написал архитектор.
Площадь Белинского — одна из самых маленьких площадей в центре. Ее облик и определяется всего тремя постройками: цирком, который построил Василий Кенель, зданием Главного инженерного управления, построенным в 1880—1882 годах в содружестве тремя архитекторами — Андреем Карбоньером, Христианом Грейфаном и Дмитрием Покотиловым, и упомянутым уже доходным домом П.Л. Фокина, возведенным Михаилом Еремеевым в 1898—1899 годах и, вероятно, перестроенном Леонтием Бенуа.
Строгая ильинская оценка здания заставляет пристально взглянуть на эту площадь, ибо, как она ни мала, площадь эта – «единица Петербурга», как точно это определил Юрий Тынянов.
Не испортить бы то, что есть
В далекие 1870-е, когда речь зашла о строительстве стационарного здания цирка, специалисты того времени высказывали сомнения относительно него, опасаясь, что здание закроет вид на Михайловский замок. К счастью, этого не случилось. Во-первых, сам по себе цирк красив. Во-вторых, с моста Белинского все равно открывался чудный вид и на площадь Белинского, и на Михайловский замок.
Увы, перед трехсотлетием города на свободном участке за цирком был построен апартамент-отель, действительно перекрывший вид на замок – выдающееся творение Василия Баженова и Винченцо Бренны.
Сегодня тревожной остается ситуация с электрической подстанцией, расположенной между цирком и апарт-отелем, хотя это сооружение, числящееся как дом 3-А по набережной Фонтанки, памятник истории. На стене укреплена мемориальная доска: «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941—1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».
Назвать этот объект шедевром промышленной архитектуры невозможно. Но это память сердца, память души города, пережившего страшную блокаду и войну. Тем паче, скромно укрывшаяся подстанция, как тот сверчок из поговорки, «знает свой шесток».
В семидесятую годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады нельзя в полный голос не говорить об опасности потерять памятник истории и получить взамен современную «не бонбоньерку, не торт» в виде очередного апарт-отеля.
А «Прогулки по Ленинграду» хорошо бы почитать и девелоперам, и инвесторам, и государственным чиновникам. Чтобы знали, в каком городе они живут.
Фото: citywalls.ru, museum.ru
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Andy
@Руся
к слову скажу, что ни одного средневекового города в Европе не сохранилось, отчего Таллиннн — это захолустье Европы — стал чуть ли не образчиком рядовой средневековой архитектуры. Как, в принципе, и Петербург для XVIII — нач. XX вв.
Руся
К слову скажу, что средневековые европейские города все хорошо сохранились. И наш город того стоит.
Andy
> Что сохраняют в Париже? Дворцы и храмы. Так и у нас их охраняют. Всё остальное там прошло полную замену в 19 веке, а в течение 20-го---полную реконструкцию, с частичной реновацией целых зон
т.е. Вы утверждаете, что нужно снести этот город нах (поскольку выдающихся памятников архитектуры, вроде мечети Парижской Богоматери в этом городе нетЪ) и реновировать его билдингами?
Инженер
@filpin
Не изменись сознание людей с повышением уровня их благосостояния и благосостояния самих государств-разобрали бы Колизей на камешку. Ведь от него половинка осталась.
То же-Пирамиды.
Опять же-с развитием и богатством общества возник массовый туризм, а объекты запредельной старости тоже вызывают интерес.
Про Париж. Не хочется снова талдычить прописные истины, но площадь города в пределах Переферик-105 км2. Площадь только охраняемой зоны у нас по некоторым данным 150 км2.
Что сохраняют в Париже? Дворцы и храмы. Так и у нас их охраняют. Всё остальное там прошло полную замену в 19 веке, а в течение 20-го---полную реконструкцию, с частичной реновацией целых зон.
filpin
@Инженер
Отчего ж тогда Колизей в Риме не сносят? Уже более 2000 лет стоит...
@Инженер
А в Париже почему сохраняют? Центр ничуть не меньше питерского. Даже больше — едешь -едешь, а исторический центр все не кончается.
filpin
@Инженер
Отчего ж тогда Колизей в Риме не сносят? Уже более 2000 лет стоит...
SuperDrummer
Если поставить цель НЕ сохранить, то да, не получится. А если ставить целью сохранение и работать в этом направлении, то практически всё получится.
Virus TI
Никогда. Смысл деятельности большинства «градозащитников» именно в размазывании соплей, а не в решении каких-то градостроительных проблем.
Инженер
Я ничего не снесу и не построю, в Делфте уж точно. Кое-что для Л-да и Петербурга спроектировал.
Сами же уточнили, что у нас самый большой по площади центр (охраняемая зона), а пытаетесь сравнить возможность его сохранения с миниатюрными центрами европейских городов.
И потом-сохраняются в первую очередь храмы и дворцы и те здания, где есть хозяин. Это хорошо заметно в более бедных странах южной Европы.
Когда же вы снимите розовые очки? И перестаненте размазывать сопли © по поводу ЛЮБОГО здания? ВСЁ сохранийть не получится.
SuperDrummer
Таки надо Инженера в центр Делфта отправить, снесёт там свинорои и клоповники, построит парочку небоскрёбов выше колокольни Новой Церкви. Старую Церковь тоже снесёт, само собой — она же разваливается, колокольня уже накренилась в сторону канала. Вот голаандцы-то будут ему благодарны!
Дмитрий Л
Это троллинг, или для чего все время талдычить одни и те же избитые штампы?
И люди пока что не вечные — зачем лечить, заботиться о стариках, следуя такой логике?
По всей Европе сохранившиеся исторические центры бережно сохраняют именно целиком, каждый дом, независимо от архитектурной ценности. И туристы едут в первую очередь именно в исторические города.
Нам достался — так уж получилось — самый большой по площади сохраненный исторический центр, что и признано ЮНЕСКО. Надо гордиться этим, а не размазывать сопли и ныть про «свинорои» и «клоповники».
Инженер
Потому что Колизей-это Колизей: случайно сохранившийся артефакт Древнего Мира-признанный туристический объект. Законсервирован. С чем сравнить у нас?
Ну пусть будет Псковский Кремль-никто на него не покушается. Как могут-поддерживают и реставрируют.
filpin
Была еще книга для детей «Прогулки по Ленинграду» ,издательство «Детская литература» ,1959 год — авторы Новопольский и Ивин.
С детства приучали любить свой город. А сегодня «иваныродстванепомнящие» готовы снести весь исторический Питер, чтобы сверхприбыль от уродливых стекляшек получить.
filpin
@Инженер
Да? А в Риме почему-то Колизей, Форум , термы Каракаллы до сих пор не снесли. И даже Аппиева дорога частично функционирует.
Инженер
Градозащита тут ни причем. Хотя...На самом деле очень мало строится. Еще меньше-строится достойного. Руководство города-больше болтают, чем делают. Это всё и печально на самом деле.
Инженер
Вроде как на месте нынешнего дома Земцова что-то было. Непотребное. Заменили скромным современным строением. Почему нет? Тогда подобные же претензии -снести-к этой подстанции и к самому цирку...
Нет и не будет ничего вечного-вчера построили, завтра снесли за ненадобностью и заменили другим.
Так всегда было, есть и будет.
вЪсовщикъ
взгляды Ильина формировались в начале того века мир-искусстниками, отрицавшими историзм 19 века.
А.Бенуа едко издевался над постройками собственного брата Леонтия.
так что ничего удивительного, что приличный дом Еремеева и Леонтия Бенуа формирующий площадь Ильину не понравился
а оба здания 20 века — апарт-отель и подстанцию по Фонтанке надо бы снести
SuperDrummer
Ерофеев всегда последовательно проводил линию разума, так что ничего нового нет, разрушителям города такие рассуждения — ножик острый.
Мимо шел
Заметка вообще ни о чем. Точнее о том, что автору понравился БЦ Оскар на Фонтанке, что Ильину не понравился дом Фокина и что подстанцию надо сохранить. Насчет Оскара и подстанции не скажу, а дом Фокина мне нравится. Как и вообще большое остекление...
Дмитрий Л
Нытье у нас теперь все больше в комментах противников градозащиты ;)
Инженер
В очередной раз заметка начата хорошо, а закончена градозащитным нытьем.
Тенденция, однако.
+++
А бывают умные краеведы?