14 июля 2014 , понедельник 07:32
RSS
Колонки
14:41, 07.02.2014

Ленинградец о Петербурге. Петербуржец о Ленинграде 

Иван Уралов, заслуженный художник, профессор

Всякий раз, меняя имя, город становился иным. Эта метафизика меня всегда интересовала, волновала. Уже давно, в одном из петербургских журналов я поместил небольшое эссе, которое может объяснить и сегодняшние рассуждения: ведь мои родные были и петербуржцами, и петроградцами, и ленинградцами, а сам я – ленинградец и петербуржец.

На прошлой неделе город отметил юбилей освобождения от вражеской блокады. Этот день вновь напомнил о феномене «Ленинграда» в ряду четырех городских имен. Всякий раз, меняя имя, город становился иным. Эта метафизика меня всегда интересовала, волновала. Уже давно в одном из петербургских журналов я поместил небольшое эссе, которое может объяснить и сегодняшние рассуждения: ведь мои родные были и петербуржцами, и петроградцами, и ленинградцами, а сам я — ленинградец и петербуржец. Значит, могу играть сам с собой на шахматной доске, к примеру, Дворцовой площади, поворачивая ее то черными, то белыми фигурами в диалоге о том, что думает о Ленинграде петербуржец, а что — о Петербурге ленинградец.

Петроград? Не знаком. Лишь из рассказов родных — общее ощущение опустошенности, тревоги и какой-то черноты. Город без цвета. В Петрограде не может быть белых ночей…

Ленинград? Это детство. Родители — живы и еще не старые. Погибшие родственники еще близки — в воспоминаниях, фронтовых письмах и фотографиях. Все конкретно, много деталей. Черный буксир на Неве «ломает» длинную трубу перед мостом и протяжно кричит. Обледеневшие поленницы во дворах — наши «детские площадки». Велосипед — роскошь и событие: катаются все по очереди. Приходя в гости со своими стульями и табуретами, рассаживаются в два-три ряда соседи по большой ленинградской коммуналке — смотрим в голубой экран первого телевизора. Слова «честность», «порядочность», «дружба», «Родина» не потеряли своего смысла. Блокада еще близка, и это, похоже, для ленинградцев — навсегда, как навсегда — гордое ощущение независимости и личной причастности к победе над злом. Город постоянного мая…

Петербург, Санкт-Петербург? Звучит красиво и справедливо, но все как-то трудно привыкнуть. Наверное, все лучше, чем было, но оценить почему-то трудно. Все меньше ленинградцев и еще меньше тех, истинных петербуржцев. В собственной судьбе меньше встреч — больше расставаний. Город же постепенно теряет свои конкретные черты и становится на расстоянии сплавом серебра и золота — золота прекрасных панорам и ансамблей, шпилей, куполов, вплавленных в серебро невских вод и северного неба.

Это судьба: раствориться и стать его частью — Петрограда-Ленинграда-Петербурга.

Быть может, этим признанием я объясняю себе, почему и зачем отдал я городу десять лет жизни, с 1994 по 2004 годы трудившись в должности главного художника Санкт-Петербурга. Итак, условимся, что говорю я сам с собой о городской среде, архитектуре, наследии, то есть не выхожу за рамки, заданные профессией.

П. – Вы, старые ленинградцы, прямые наследники Санкт-Петербурга. Вы должны помнить доставшийся от родителей и дедов город, можете сравнить его ипостаси: что он приобрел, а что утратил…

Л. – Да и вы, новые петербуржцы, тоже были ленинградцами. Ваше детство прошло в еще не изменившемся городе. Это позже, когда возмужали, вы взялись за дело. Вопрос лишь — вовремя ли, и за доброе ли дело?

П. – Мы уважаем и любим вас и наш общий дом. Но все же согласитесь, Ленинград — порождение уходящей эпохи. Города меняются медленно. Посмотрите, сколько еще рудиментов «Петербурга Достоевского» и «блокадного Ленинграда»: все эти мрачноватые дворы-колодцы, продуваемые обшарпанные парадные…

Л. – Это так. Но это и закоулки души еще не вконец огламуренного города. И в них так много судеб, историй, правды… Истреби все это, исчезнет и Санкт-Петербург, и Ленинград, останется лишь глянцевый открыточный вид, с которого не отвести глаз ни вправо, ни влево без опасения встретить уродливое новаторство… «Когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке». Эти строки Арсения Тарковского о другом, но, увы, они в полной мере применимы к петербургской действительности, к маниакальному стремлению «осовременить», «улучшить» город. Мне кажется, что решения петербургских властей в деле градостроительства и благоустройства должно отличать то же, что отличает Петербург от иных европейских городов. Петербург — не копия, не слепок, скорее — сон, видение о Европе, которую Петр Великий, подобно Зевсу, похитил и через Балтику доставил на берега невской столицы. Здесь, в дельте Невы, европейское градостроительство ожидал другой размах. Возможно, не следует и сегодня вступать в клуб соответствия принятым стандартам, мельчить задачи и унижать себя то банальным небоскребом, то безжизненной застройкой в самом центре исторического города.

П. – В последнее время накал градозащитной активности может и не снизился, однако не покидает ощущение собственной, да и общей нарастающей усталости от безответного разъяснения очевидных и общепринятых, казалось бы, истин: не обижать слабых, не брать чужого, почитать предков, не разрушать творения рук человеческих. Дома же бессловесны (вернее — молчаливы), и что они могут противопоставить нежелающим слушать молчание города и слышать голос горожан. Многочисленные реконструкторы ведут себя так, словно в истории их семей не было блокады, никто не защищал родной город, не сложил за него голову, не покидал родной кров и не плакал на его развалинах. Сегодня ленинградцам приходится плакать на развалинах петербургской культуры в большей степени, чем «новым петербуржцам». По замечанию Иосифа Бродского, «основная трагедия русской жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку». «Да кто он такой, чтобы…» (далее — все, что угодно). Это в высшей степени актуально в контексте отношения «людей, принимающих решения», к ленинградцам-петербуржцам, да и к самому городу. Действительно, чем можно мотивировать свое несогласие со строителями бездарных небоскребов, банальных коробок в панорамах Невы и перспективах каналов, с разрушителями «прекрасного старого», по словам Бенуа, масштабов, видов, фасадов, самой глубинной ткани исторического города? Добужинским и тем же Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Пакулиным? Пушкиным, Мандельштамом, Бродским, Кушнером? «Полюби этот маленький скверик, этой крыши заржавленный склон, этот сад, этот мир, этот берег на краю океана времен». Полюбить эту рухлядь?! Да они просто смеются и над нами, и над павшими за Ленинград, за Петербург. Становится ясно: как людские души — поле битвы Бога и Антихриста, так и душа Петербурга — поле битвы Добра и Зла.

Л. – Каждая эпоха пишет свой текст. Плохо, когда перечеркивается написанное ранее. Но принципиально недопустимо искажать и вымарывать священные тексты. Для Петербурга такими посланиями являются основополагающие принципы градостроительной гармонии, где главное и второстепенное, общее и частное, акцент и фон нашли свое незыблемое место, подобно тому, как это было организовано в античных городах. Один из крупнейших петербургских художников второй половины XX века, академик Андрей Мыльников всегда указывал ученикам на эту особенность, называя Санкт-Петербург самым античным по сути городом нашего времени.

О «небесной линии города на Неве» писал академик Дмитрий Лихачёв. В городском силуэте, гармонии протяженностей, редких вертикалей и еще более редких контрастных пространственному фону акцентных масс архитектурных ансамблей зашифрован пульс, «кардиограмма» Петербурга. «Всплески» городского силуэта, как правило, несут возвышенные послания, равно устремленные к Небу, обществу и личности каждого петербуржца. Давно утрачено благоустройство и характер того, прежнего, настоящего Санкт-Петербурга. Однако еще жива в памяти пришедшая на смену и, может быть, наиболее чистая, своеобразная и пронзительная средовая культура Ленинграда, закаленная его блокадным подвигом. Все труднее разглядеть следы ушедших времен в облике принаряжающегося Петербурга нашего времени. Мне представляется, что причины достоинств и недостатков эстетики благоустройства скрыты в известном противоречии двух ипостасей сегодняшнего города. Его имперская, столичная сущность, как и прежде, стремится к общественному благу, к выражению вечных идей через обобщения, крупные планы и формы, избегая суетной мелочности. Активизировавшееся же в 90-е и нулевые годы купеческое, мещанское начало, далекое от аристократизма, напротив, настойчиво стремится самовыразиться, конкретизируя личный вклад, утверждая личный вкус и обслуживая измельчавшие ценности.

П. – Год за годом мы привыкаем к подмене понятий, где за истину выдается суррогат. Мне представляется, что понятия и самобытности, и гармонии неразрывны с понятием самоидентификации личности в иерархически устроенной городской среде, покидая пределы которой, человек явно ощущает момент перехода в иные культурные пласты. Драма Петербурга, на мой взгляд, заключается в том, что сама историческая среда не без нашей помощи постепенно покидает город, унося традиционное чувство гордости и оставляя горечь и разочарование в сердцах ленинградцев.

Продолжение «диалога» следует…

 




Ссылки по теме:
karpovka.com: 05.07.2014

В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»

karpovka.com: 25.06.2014

На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.

karpovka.com: 11.06.2014

Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.

karpovka.com: 10.06.2014

Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.

karpovka.com: 09.06.2014

Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.

Комментарии читателей к материалу

  1. filpin

    11.02.2014 в 16:21 #1 Отв., Цит.

    @Roman_P

    Вы лучше эссе внимательно почитайте : достаточно несколько панорам разрушить — и вот уже нет половины Петербурга.

    И не надо иронизировать — всё слишком серьёзно.

  2. Roman_P

    11.02.2014 в 10:00 #2 Отв., Цит.

    filpin :Полностью согасна с мнением академика Мыльникова — «античный по сути город».

    Но что теперь-то делать , когда пол-Питера уже разрушено

    стяжателями — девелоперами в альянсе с чунагами , и разрушение продолжается?

    Точно пол-Питера? Вы аккуратно подсчитали?

  3. сергей

    09.02.2014 в 12:18 #3 Отв., Цит.

    Молодец!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  4. filpin

    07.02.2014 в 16:20 #4 Отв., Цит.

    Полностью согасна с мнением академика Мыльникова — «античный по сути город».

    Но что теперь-то делать , когда пол-Питера уже разрушено

    стяжателями — девелоперами в альянсе с чунагами , и разрушение продолжается?

Комментарий*:
Да! Я не робот и знаю, что: 
+ 9 = шестнадцать
 
Интересное
0_6e75_edbff818_XL
Самый мрачный и таинственный петербургский памятник архитектуры СИЗО «Кресты» оказался не нужен ни ...
Мозаичный дворик
Чуть больше месяца назад вход в дом с Ротондой стал общедоступным, но платным. Что изменилось за ...
мансарда2
В последние годы в Петербурге в массовом порядке под крышами исторических зданий-памятников ...
набережные
Петербург часто называют Северной Венецией, ведь 10% его площади занимают внутренние воды. Однако ...
Новая Голландия (6)
Скоро территория Новой Голландии лишится своего исторического флера закрытого военного объекта и ...
Короткой строкой
Мнение читателей
Евгений
2014-07-08 19:27:56
Светофор сегодня уже работает в новом режиме, успеваю перейти дорогу. Спасибо большое!
Фотопроекты
Коммуналка Пестеля
29.05.2014

«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.

«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.

«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».

Мариинка2
02.06.2014

Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.

Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».

Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Загмайстеру – золото, Банкову – платину!
В Нью-Йорке появится улица имени Сергея Довлатова
Концерт в поддержку Саши Соколовой
«Я готов их у себя дома поселить» (2)
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

Сергея Цапка кремировали в Волгограде
Германия через 24 года вернула себе титул Чемпиона Мира
День российской почты
Выставка в Комарово познакомит с дачной жизнью Шостаковича, Ахматовой и Бродского
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2014. 16+
[email protected]
Телефон: 3209308.
Адрес: 192025, Санкт-Петербург,
Магнитогорская, 51 лит.Ж
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно.
«Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320
Наверх