Песня Александра Городницкого «Атланты» давно стала своеобразным петербургским гимном. «...Забытые в веках атланты держат небо на каменных руках». К счастью, сами фигуры в реальности не забыты, за ними аккуратно ухаживают специалисты Эрмитажа. Но вот о том, благодаря кому их напряженные спины и мускулы на руках и ногах так блестят, восхищая как туристов, так и самих петербуржцев, знают немногие. Это Николай Ефимов, русский зодчий.
Николай I привлек к строительству Нового Эрмитажа немецкого архитектора Лео фон Кленце. Тот приехал в Петербург в начале 1839 года, за два месяца пребывания в нем подготовил два варианта планировки будущего музея и укатил в Мюнхен. 23 июля того же года император Николай Павлович подписал «Предложение об устройстве Музеума в Шепелевском доме и Эрмитажном здании с перестройкой оных». Окончательный вариант утвердили только через год, а реально строительство началось лишь в 1842-м, под руководством стареющего Василия Стасова и энергичного Николая Ефимова.
Причина столь длительной задержки объяснялась строптивостью немца, не желавшего считаться с мнением Стасова и Ефимова, настаивавших на некоторых необходимых изменениях в проекте.
Фон Кленце писал гневно, что не желает что-либо исправлять «в угодность какому-нибудь архитектору, который не понял моих идей и поэтому полагает, что может меня преобразовать». Но и Стасов был не лыком шит. Он все вопросы решал на высшем уровне. В итоге немец был вынужден отреагировать на царские реляции такими словами: «На перемены, основанные на высочайших повелениях, я соглашаюсь тем охотнее, что они не имеют невыгодного влияния на отдельные части».
А перемены, надо сказать, имели в ряде случаев влияние более чем выгодное для всего проекта Нового Эрмитажа. И один из таких случаев — это фигуры атлантов. По плану Кленце, они были матовыми. На том, чтобы камень был отполирован до блеска, настаивал именно Николай Ефимов, являвшийся директором-распорядителем по сооружению Нового Эрмитажа. Русский зодчий, в отличие от немца, который до создания проекта не был никогда в Петербурге, а впоследствии приехал в столицу Российской империи лишь единожды — за гонораром, понимал, как невыигрышно будут смотреться в сыром и промозглом городе атланты, выполненные в варианте, предложенном фон Кленце.
Будучи главным оппонентом немца, Ефимов сумел отстоять свою точку зрения. Трудно сказать, насколько реализованный проект понравился Лео фон Кленце, но Николаю I понравился точно. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уверяет, что это было «его любимое творение».
А для кого из петербуржцев оно не любимое? Думаю, нет таких.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
не надо ля-ля
@Галина
«Но вот о том, благодаря кому их напряженные спины и мускулы на руках и ногах так блестят, восхищая как туристов, так и самих петербуржцев, знают немногие.»
видимо, и САМ Алексей не знает :) Бедного Теребенева опять забыли
Галина
Уважаемый(-ая) не надо ля-ля!
Где Вы в заметке увидели, что автор приписал скульптурные работы Ефимову? Ефимов-зодчий, он, как видно из заметки, настаивал на определенном виде атлантов, расположении и т.д., а не ваял их. Внимательнее читайте, внимательнее!
Алексей
Википедия не авторитет...надо покопаться...
не надо ля-ля
и, кстати, как пишут, отполировал атлантов тоже ОН, Теребенёв :)
не надо ля-ля
Товарищ автор!
Вы ничего не перепутали?!
«10 атлантов у входа создал скульптор Александр Иванович Теребенёв»-
вещает интернет. Да и в книге я об этом читала!
НЕ НАДО ЛЯ-ЛЯ! :)