Рачительный хозяин следит за своим имуществом и бережет его. Деревянный дом остался от деда? Здесь подлатать, здесь подкрасить, здесь заменить венец и перекрыть крышу. И делать это не тогда, когда уже поздно и все начинает гнить, а по мере необходимости. Но это в случае если есть этот самый хозяин.
И ведь где-то он есть, вот хоть в соседней Финляндии. Задаешь такому хозяину вопрос:
— А не хотите переехать, дом-то старый?
А он в ответ:
— Этот дом еще мой дед строил. Это же какая культурная и семейная ценность — сто лет уже стоит, глаз радует. Вот и вы не просто так зашли: видно, интересно стало.
Так что при должном уходе и при рачительном хозяине сто лет — не возраст для деревянного дома. Проблема только, что у нас все «хозяева» были уничтожены «как класс» в результате пролетарской революции, а с ними исчезли и память историческая, и гордость за дело человеческих рук. Вот и живут старые дома не больше трех жизней.
Это очень повезло той даче, у которой одна жизнь. Она отстоит на земле весь положенный ей дачный срок, верно служа своим хозяевам, и отойдет в мир иной, оставив по себе добрую память, воспоминания, фотографии и для нескольких поколений счастливое детство.
Две жизни были отмерены многим дачам Курортного района. До революции — дачный дом петербуржцев, затем районный или ведомственный детский садик. Некоторые заведующие детсадами старались по мере возможности быть рачительными хозяйками, но интересы их подчинялись уже новой цели. Не сохранить красоту резного теремка, а приспособить его для проживания детишек. Поэтому — долой опасные балконы, винтовые лестницы в башенки и сами башенки. И побольше пристроить веранд, чтобы дети могли играть в дождливую погоду. И в борьбе за койко-места убрать ненужные изразцовые печи. Ледники засыпать, колодцы заколотить... В общем все правильно — безопасность детей важнее всего. А дача должна радоваться, что она вообще жива. Вот, соседскому садику в профкоме нашли деньги, они всю эту рухлядь снесли и построили кирпичные корпуса.
Позже, в 90-е, предприятия стали закрывать выездные детсады. Сначала там сидели сторожа, потом эти ставки тоже сократили, сторожа ушли, пришли бомжи. Старые дачи стали гореть. И даже не буду говорить про известную привычку новых собственников поджигать дом, чтобы не тратиться на его разборку.
А вот три жизни остались у единиц. У тех, которые пережили и войну, и оздоровление детей, и пожары рубежа XX–XXI веков. Что с ними делать? Какой может быть их третья жизнь? Проблема в том, что под этим вопросом может быть лишь ограниченное число вариантов. И рассматриваем мы сейчас гипотетическую ситуацию, когда нашелся «сумасшедший», которому понравилась эта дача, он ее купил и отреставрировал (фасады — по старым фото, внутри — на свой вкус).
1. Владелец участка возвращает покупке первоначальное значение — дача — и использует ее для своих собственных нужд. Дом с историей. Ни у кого из друзей нет, у него есть... Сидя у камина, можно так небрежно кинуть: «Когда в 1913-м сюда приезжал Мейерхольд, он всех прям-таки заинтриговал идеей своей новой постановки». Или «Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок была очаровательна, когда декламировала стихи в этой гостиной». (Это может «прокатить» даже в том случае, если гости не имеют представление о том, кто такие Мейерхольд и Блок).
2. Владелец оборудует мини-отель в «старом стиле». Это означает, что он внимательно изучает старые буклеты с правилами отдыха в санаториях и воссоздает атмосферу того самого отдыха. Комнаты обставляются по дореволюционным фотографиям, гостям предлагается выбрать себе одежду, которую носили тогда. Развлечения тех лет — лаун-теннис, крокет, велосипедные прогулки, променады по дорожке вдоль пляжа с видом на купальные кабинки и плетеные «курортные» кресла. Игры в шарады или буриме на веранде. Пятичасовой стакан молока со свежеиспеченной булкой. И никакого Wi-Fi (заодно можно проверить свою силу воли). Желающие пожить жизнью дачника начала ХХ века явно найдутся, сейчас в моде такие «погружения» в историю.
3. Владелец открывает музей. Лучше, конечно, если на даче «с историей». Хотя, как показывает практика, дач «без истории» практически нет. Просто до нее еще не докопались. Но если повнимательнее поискать, то жизни старых хозяев достойны пера Шекспира, Бальзака и Голсуорси вместе взятых. Пока еще можно разыскать старые вещи на блошиных рынках, а к ним придумать экскурсию с какой-нибудь своей, запоминающейся «фишкой». Договориться с турфирмами, которые возят туристов по Приморскому шоссе...
4. Владелец устраивает на даче нечто вроде музыкальной и/или литературной гостиной. Для этого, конечно, необходимо Имя, на которое бы зрители собирались. Имя, которое бы гарантировало незабываемый вечер романсов под гитару на террасе, стенами которой служат кусты сирени или жасмина.
Все это можно придумать. Было бы желание немного усложнить действительность, а не по-простому срубить бабло.
Кстати, на одном из последних заседаний совета по культурному наследию при губернаторе Петербурга было принято решение проработать юридический механизм, который бы позволил отдавать деревянные дачи «за рубль». Под «строжайшие охранные обязательства». Может, это «за рубль» поможет? Может, оно не даст окончательно уничтожить деревянную архитектуру подчистую?
Ведь как было замечено еще Козьмой Прутковым: «Вытапливай воск, но сохраняй мед».
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
инженер
...Недавно мимо шел, в другой ресторанчик, правда уже в темноте, не видел. Но фотки запечатлели и парковку и хоз блок.
Кто владелец? Организация, частное лицо? Ресторанчик-источник прибыли или просто красивая игрушка для спутницы жизни?
И потом-случай единичный, судя по всему. А исключения из общей системы есть всегда.
Так что желающие-вперед и с песнями! Никаких протестов со стороны сторонников развития города, разумеется, не будет.
Дмитрий Л.
@Инженер
При желании все удается — www.citywalls.ru/house18117.html
Инженер
Если найдется сумасшедший, желающий переделать старую дачу в отель или музей, он встретится со следующими проблемами:
-согласования фасадов в КГИОП и ВООПИК,
-согласование с экспертизой по соответствию конструкций и планировок с современными нормативами. С пожарными согласовать просто не удасться.
-наличие инфраструктуры и коммуникаций (чорт с ним, с вай-фаем, это легко и копейки стоит, а вот канализация...),
-наличие парковок,
-необходимость обширного хозблока ...
Да, если владелец не сумасшедший, то он им станет. А еще-окажется без штанов, какое там бабло...