В 200-летнюю годовщину смерти знаменитого петербургского архитектора Андрея Воронихина «Карповка» предлагает подборку самых известных и живописных построек архитектора.
В 200-летнюю годовщину смерти знаменитого петербургского архитектора Андрея Воронихина «Карповка» предлагает подборку самых известных и живописных построек архитектора.
Казанский собор
Адрес: Казанская площадь, 2.
Выполненный в господствовавшем в начале XIX века стиле классицизм, своей грандиозной четырехразрядной колоннадой Казанский собор смотрит на главную магистраль Северной столицы. История и архитектура этого монументального сооружения известны каждому петербуржцу с малых лет. Мы не будем в очередной раз повторять прописные истины и просто предлагаем во время следующей прогулки по Невскому проспекту на минутку остановиться напротив собора и вспомнить архитектора, который 200 лет назад творил чудеса с помощью камня и воображения.
Дом графини А. Г. Лаваль
Адрес: Английская набережная, 4. Галерная улица, 3.
Домом на Английском набережной, 4, в последней четверти XVIII века владел Г. А. Строганов — образованнейший человек своего времени, посол России в Швеции. Положение владельца в обществе и его женитьба на княжне Трубецкой потребовали расширения и обновления старого родового гнезда. Эту задачу Строганов поручил выполнить тогда еще молодому архитектору, бывшему крепостному семьи — Андрею Воронихину. С 1791 по 1793 годы он перестраивал здание, использовав фундамент и стены дома, возведенного ранее Еропкиным. Здание стало трехэтажным, увеличилась его протяженность по фасаду — в доме появилось 50 помещений вместо 24. Центральная часть, украшенная пилястрами, была выдвинута вперед, а парадный подъезд предстал портиком с четырьмя колоннами, которые поддерживали балкон.
Своим названием дом обязан Александре Лаваль, которая приобрела у Строганова здание в 1800 году.
Дочь статс-секретаря Екатерины II Г. В. Козицкого вышла замуж за французского эмигранта Ивана Степановича Лаваля. История любви Александры и Ивана, кстати, в свое время наделала немало шума в гостиных Москвы и Петербурга. Учитель Морского корпуса молодой Лаваль был сыном виноторговца и приехал в Петербург в надежде построить здесь карьеру. Судьба ему благоволила — в юного француза влюбилась богатая наследница Александра Козицкая. Однако мать невесты не горела желанием отдавать дочь за неизвестного приезжего. Тогда Александра пошла на риск — подала прошение самому Павлу I. Тот спросил мать о причинах отказа. «Во-первых, Лаваль не нашей веры; во-вторых, никто не знает, откуда он; в-третьих, чин у него больно невелик», — ответила она. Высокомерие Козицкой, самой по происхождению из купцов, не понравилось императору. Павел тут же решил: «Во-первых, он христианин; во-вторых, я его знаю; в-третьих, для Козицкой чин у него достаточен, а посему обвенчать».
Горный институт
Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, 45; 21-я линия В. О., 2–6; 22-я линия В. О., 1.
Горный институт — один из шедевров высокого классицизма — был построен по проекту А. Н. Воронихина в 1806–1811 годах. В архитектуре здания явно читается увлеченность автора Древней Грецией: центральную часть составляет мощный двенадцатиколонный портик дорического ордера, колонны поддерживает тяжеловесный фронтон. Спокойное величие крупных колонн нарушают две скульптурные группы — «Геракл, удушающий Антея» С. С. Пименова и «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского. Последним выполнен также ряд фриз, рассказывающих о жизни Вулкана — бога подземного огня и ремесел. Таким образом, в скульптуре была заключена не только декоративная, но и образовательная составляющая для просвещения студентов Горного института (ныне Санкт-Петербургский государственный горный университет).
Стоит отметить, что при проектировании здания, как и в случае с Казанским собором, Воронихин вновь отыскал оригинальное решение. Портик и фронтон, чуть выдвинутые вперед, придают зданию внутреннюю динамику. Очень простые боковые крылья здания расходятся под тупым углом от его центральной части. Двухэтажный корпус здания, спроектированного Воронихиным, срезает выступавшие на набережные углы старых домов и включает старые стены в новые. Новый фасад при этом закрыл со стороны Невы все предыдущие постройки.
Здание Горного института, ставшее ярким акцентом в застройке набережной Большой Невы, имело успех у современников. Есть легенда, будто бы император Александр I приказал Захарову укоротить боковые корпуса Адмиралтейства, чтобы они не закрывали вид на Горный институт из Зимнего дворца.
Собственная дача Воронихина
Адрес: Каменноостровский проспект, 62.
На Петроградской стороне можно отыскать здание современной постройки в стиле строгого классицизма — в память о бывшем владельце его называют «дачей Воронихина». Деревянную дачу на Каменностровской перспективе бывший крепостной графа Строганова и создатель Казанского собора построил специально для своей большой семьи. Работы по возведению здания велись с 1801 по 1811 годы. Историческая постройка, к сожалению, до наших дней не сохранилась: в конце 70-х годов прошлого века здание сгорело, и долгие годы Кировский, а затем Каменноостровский проспект украшал лишь его остов. До 2005 года сохранялись лишь фундамент здания и элементы планировки участка.
Однако построенный недавно современный дом своими очертаниями полностью копирует бывшую дачу великого архитектора: здание восстановлено с точным воспроизведением исторических фасадов по оригинальным чертежам. Есть лишь одно существенное отличие, фасад «двойника» выполнен из кирпича. В настоящее время «дачу Воронихина» занимает представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге.
Розовый павильон в Павловске
Розовый павильон в Павловске по праву считают одним из самых поэтичных творений Андрея Воронихина. Деревянное здание с колонными портиками на всех фасадах появилось на окраине Белой березы, прилегающей к Парадному полю, в 1812 году. Стройка длилась пять лет.
Павильон отличается легкостью, ясностью и простотой художественного решения. Квадратное в плане здание завершено невысоким куполом и акцентировано только колоннами — от иного декора архитектор отказался. Главным украшением участка были цветы — роскошные розы самых разных сортов окружали деревянную постройку. Именно поэтому дом получил название Павильон роз. Кстати, первоначально здание предлагалось именовать менее романтично — арсеналом, а первым хозяином дачи был известный полководец Багратион — в то время комендант Павловска.
Фото: Петра Прайса, www.citywalls.ru, wikimapia.org
В честь открытия был организован конкурс проектов мемориальной зоны клуба.
Оспариваемое распоряжение, согласовавшее проект «приспособления под современное использование», существенно сокращает предметы охраны.
Ремонтировать цирк на Фонтанке будет московская компания.
В ходе проверки установлены факты вывоза строительных отходов на несанкционированную свалку.
На купол Кунсткамеры руферы забрались в ночь с 14 на 15 сентября.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
не надо ля-ля
Оооо!! «Ля-ля» попала в историю :)
Спасибо большое за внимание к моему комменту! Ну правда- неэстетично ведь! :)
Проверю обязательно, как они «исправились» !
Эльвира Егорова
@
не надо ля-ля!
Редакция «Карповки» связалась с «Горным» университетом. Причин неравномерной покраски не объяснили, но пообещали, что ситуация будет исправлена, как только позволят погодные условия.
не надо ля-ля!
только мне так кажется- на Горном выкрашены колонны «гольфиками»? Что за порнография? Насколько достали руки покрасили?! :)