Исторические поселения вокруг Петербурга продолжают исчезать, включаясь в городскую застройку. Вскоре канет в Лету старинная деревня Каменка в Приморском районе. Эксперты полагают, что о таких населенных пунктах стоит сохранять хотя бы память, а девелоперы готовятся осваивать земельные участки.
Исторические поселения вокруг Петербурга продолжают исчезать, включаясь в городскую застройку. Вскоре канет в Лету старинная деревня Каменка в Приморском районе. Эксперты полагают, что о таких населенных пунктах стоит сохранять хотя бы память, а девелоперы готовятся осваивать земельные участки.
Деревня на реке Каменке впервые упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года, однако датой основания нынешнего поселения традиционно считается 1865 год, когда на этих землях, взятых в аренду у графов Шуваловых, образуется колония немцев-переселенцев. Население деревни было практически полностью германским, в Каменке активно развивались ремесленные производства, животноводство и земледелие.
В 1871 году колонисты построили в деревне собственный молитвенный дом, а в 1904 году была возведена кирпично-деревянная кирха, руины которой сохранились по сей день. Неподалеку от немецкой колонии находились летние лагеря кавалергардского полка. Национальный состав деревни оставался преимущественно германским до 1930-х годов, когда жители Каменки были подвергнуты репрессиям. Последние потомки основателей колонии были высланы в Сибирь в 1942 году.
В настоящий момент в деревне живут люди, у многих на домах стоят спутниковые тарелки «Триколор ТВ». В середине селения находится элитный особняк, огороженный высоким беспросветным забором. В Каменке два капитальных сооружения и одна доминанта — водонапорная башня при въезде.
Согласно генеральному плану Петербурга, территория между рекой Каменкой, Парашютной улицей, автозаводами и Западным скоростным диаметром предназначена для многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки (зона ЖМР). Поселок Каменка ожидает типичная для предместий судьба.
По словам заместителя главы администрации Приморского района Германа Згибая, сейчас в поселке Большая Каменка (такое у него официальное название) находятся 55 жилых домов, в них живет 266 человек, большинство домов относятся к федеральной собственности и находятся в неудовлетворительном состоянии в силу многолетнего отсутствия ремонта. Техническое обслуживание осуществляет сельскохозяйственный производственный кооператив «Пригородный».
В настоящее время ведется процедура признания построек аварийными и непригодными для проживания, для этого дома переводят из федеральной собственности в городскую, сообщил «Карповке» господин Згибай.
Как отметил в беседе с корреспондентом нашего издания заместитель председателя топонимической комиссии Андрей Зонин, ситуация, когда в процессе расширения города исчезают исторические поселения, возникала уже много раз.
«Такие деревни, конечно, жалко, но такова жизнь. Их поглощение — это естественный процесс. Мы стараемся сохранять память о таких местах в топонимах, использовать в них как можно меньше имен и как можно сильнее привязывать названия к краеведению, истории места», — отметил господин Зонин.
По его словам, ситуация с топонимами в Каменке, скорее всего, станет предметом дискуссии среди членов топонимической комиссии. Так, например, существует улица, именуемая дорогой в Каменку (единственное шоссе в поселок), и стоит ли сохранять это название, пока не решено. «Названия должны отвечать требованиям навигации, не должны вводить горожан в заблуждение. С другой стороны, в них стоит сохранять память об истории места», — рассуждает топонимист.
Стоит отметить, что запрос об изменении или присвоении новых названий улицам Каменки еще не поступал в комиссию. В настоящий момент, помимо упомянутой дороги, существует исторический район Каменка, а также Нижне-Каменская улица.
«Если есть возможность не застраивать такие поселения целиком, сохранить какой-то кусочек, то это стоит сделать», — полагает известный петербургский историк и краевед Лев Лурье. По его словам, с начала XVIII века вся история Петербурга была историей поглощения городом все новых и новых исторических поселений. «Ничего не осталось от Купчина, Колтовских, Удельной, Лесного. Почти ничего не осталось от Сосновки. Я еще помню совсем другие Старую и Новую Деревни, Охту с молочницами. Но нужно смотреть, что сохранять. Не думаю, что заросшее осокой поле лучше пятиэтажек Будапештской», — полагает господин Лурье.
Для архитекторов вопрос, стоит ли сохранять полностью или частично традицию застройки пространств, ранее не принадлежавших к городу, остается открытым. Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» руководитель студии «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов, решение этого вопроса зависит от культуры девелопера. Пока застройщики традиционно предпочитают возводить обычные спальные кварталы. «Конечно, лучше бы такие районы отличались от обычных городских кварталов, однако в существующих экономических условиях сохранить при застройке идентичность каждой деревни сложно», — считает зодчий.
Сами девелоперы считают застройку бывших деревень, примыкающих к городу, одним из наиболее перспективных направлений деятельности. Как сообщили «Карповке» в холдинге «Эталон», планомерное развитие пустующих территорий, прилегающих к уже застроенным районам города, является логичным подходом к градостроительству.
«Освоение больших незастроенных пространств без сомнения интересно для компании „ЛенспецСМУ“. Реализация проектов комплексной застройки „город в городе“ дает большие возможности для эргономичной планировки территории. Учитываются такие нужды будущих жителей, как объекты социальной инфраструктуры, парковки, рекреационные зоны», — отмечают в холдинге Вячеслава Заренкова.
При этом застройщики отмечают, что для наиболее комплексного развития таких районов девелоперам не помешала бы помощь чиновников: «Без сомнения, если бы государство оказывало поддержку застройщикам в освоении территории, например, строительством новых дорог и вводом новых поликлиник, это бы способствовало более активному развитию района».
Что же касается «частного сектора», который оказывается в зоне застройки, то его строители предпочитают не сохранять: «В случае если территория занята частными домовладениями, то обязательным условием начала строительства является полюбовное решение вопроса с местными жителями, которым предлагается либо достойная денежная компенсация, либо жилье в строящемся комплексе».
По мнению директора по развитию «Л1» Надежды Калашниковой, район Каменки (он включает не только сам поселок, но и обширные земли вокруг площадью 150 гектаров) — это жилищный резерв, предусмотренный еще в генплане 1987 года. Однако он представляет интерес только для крупных инвесторов, поскольку там большие проблемы с инженерными коммуникациями и инфраструктурой.
Что касается самого поселка Каменка, то наиболее предпочтительный вариант — полный снос населенного пункта. «Девелопер — он на то и девелопер, чтобы заботиться о комплексном развитии территории. Сейчас в Девяткино, например, можно наблюдать именно такую картину: многоэтажки соседствуют с деревянными домами. Другое дело, что город или, в случае с Девяткино, область тоже должны осознать свое девелоперство. Они в первую очередь должны заботиться о комплексном развитии территорий. То есть в идеале это должна быть большая совместная работа застройщика и местной власти», — пояснила «Карповке» госпожа Калашникова. С другой стороны, в Петербурге спрос по-прежнему опережает предложение, поэтому желающие найдутся на любой вариант.
Сейчас жилая застройка постепенно приближается к Каменке: между Глухарской улицей, на которой стоят многоэтажки, и поселком меньше двух километров. В районе пересечения Шуваловского и Комендантского проспектов возведен жилой комплекс «Юбилейный квартал» (ЛенспецСМУ), столичное СУ-155 ведет строительство квартала вдоль Парашютной улицы. Высотки уже отчетливо видны из Каменки.
Фото: Дмитрия Ратникова
администрация-приморского-района, бюро-земцов-кондиайн, жилье, л1-лэк, ленспецсму, су-155, топонимическая-комиссия, топонимия, эталон
Обращения поступали по вопросам завершения сроков строительства, уборки травы, компенсаций за снесенные гаражи и долевого строительства.
Строительство арены велось с 2011 года в рамках договора о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и городским правительством.
В Колпино будет построено 62 тыс. кв. метров жилья и общественной застройки.
Архитектор Влад Малышко подготовил экскизы, показывающие, как можно создать на месте сквера тематическую зону отдыха для местных жителей.
Все предусмотренные проектом работы должны быть завершены во II квартале 2016 года.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
oksana
@
serg
Да, плодовые деревья иногда остаются, но они вырождаются — яблоки становятся мелкими и невкусными. Даже за деревьями ухаживать надо, как минимум регулярно омолаживать обрезкой и прореживать слишком загущенные ветки и хотя бы не вытаптывать землю под ними. Те бывшие хозяйские яблони, попадавшиеся мне в новостройках и на полностью заброшенных участках, превратились почти в дичок, только белый налив держится подольше.
Осс
Появился повод вспомнить появление Купчина:))) и снова его просклонять:)
Яйко
Очень интересная тема, спасибо за материал. Еще одна деревня, которая тоже постепенно выжимается всякими Отделстроями и Сетл Сити, — Кудрово. А вот Мурино, похоже, такая судьба пока не грозит.
serg
@Молчун
угадай откуда яблони? Правильно — они остались от садов жителей деревни, на месте которой были построены ваши новостройки. Никто тут яблони не сажал при новостройках. Ещё встречались груши, черемуха, вишня/черешня и т.п.
А по теме : это не единственная Каменка в спб и окрестностях, хотя возможно и самая древняя. У поворота на аэропорт Пулково тоже была Каменка когда то...
Молчун
Не вижу на фотографиях ничего достойного сохранения. Сплошная нищета и архитектурное убожество.
Я провёл первые 20 лет жизни в новостройках среди яблоневых садов. Они даже никакого ухода не требовали — просто росли и всё. Некоторые и до сих пор растут.
Rain
лучше бы исчезали дома-муравейники
oksana
Бытовые условия существования в российской деревне даже рядом с Петербургом всё еще весьма тяжелы. Но нагромождение сплошных высоток невдалеке от Каменки тоже ужасает.
Особенно жаль взлелеянные трудом многих поколений наши северные деревенские садики: яблони, смородину, крыжовник, сливу и прочее, что тоже будет уничтожено.
Когда-то у меня была интенсивная «мечта идиота»: на пустырьках возле загородных новостроек высаживать излишки саженцев из частного сектора, чтобы новостройки утопали во фруктово-ягодных садах, за которыми бы ухаживали сами жильцы. Ведь полно всего «лишнего» выбрасывается и уничтожается в питерских деревнях, вплоть до клубней роскошных цветов и лишних ростков сортовой малины. Но это не для нашего менталитета — жить в многоэтажке среди фруктового сада.
Виктор М
Сейчас кладбище представляет собой небольшой лес у воинского кладбища:
www.citywalls.ru/house16998.html
Vladimir
Да, исчезает ещё один островок моей юности. Как часто я ходил-бродил по этим уже частично застроеным полям. Однажды даже в яму там угодил — не скажу, в какую (кто там жил или бродил в то же время — поймёт). Жаль, конечно. Ну а автору спасибо за статью. Наконец-то главный редактор выбрался в Каменку :)
Главный редактор
@
Виктор М
Поправил. А где это кладбище? На Викимапии его не нашел, поэтому и не снял.
Виктор М
Водонапорка на вид советская послевоенная типовая. Такая же в совхозе «Пригородный» неподалеку.
Остатки немецкого кладбища здесь есть, несколько дорев. надгробий.