3 июля 2014 , четверг 09:53
RSS
Интервью
16:10, 13.02.2013

Басилашвили:
ни одного доброго слова Гергиеву 

Как только журналисты «Карповки» позвонили Олегу Басилашвили, тот,  не дожидаясь вопросов, заговорил о второй сцене Мариинского театра и вступился за Валерия Гергиева. Народный артист удивлен, почему все молчали, когда совершались гораздо большие градостроительные ошибки. Не влиятельные ли чиновники были причиной такому молчанию, размышляет наш собеседник.

Как только журналисты «Карповки» позвонили Олегу Басилашвили, тот, не дожидаясь вопросов, заговорил о второй сцене Мариинского театра и вступился за Валерия Гергиева. Народный артист удивлен, почему все молчали, когда совершались гораздо большие градостроительные ошибки. Не влиятельные ли чиновники были причиной такому молчанию, размышляет наш собеседник.

— Здесь есть возможность наброситься на человека, который подарил городу такие замечательные залы. Что же касается внешней архитектуры, я просто это здание не видел. Но я не думаю, что оно вот так уж испоганит вид на старое здание Мариинского театра. На фотографиях оно, наоборот, подчеркивает его элегантность и принадлежность к русскому ампиру.

Олег Басилашвили

Меня возмущает общее клацанье зубами. Как говорил Маяковский:

Был я весел —
толк веселым есть ли,
если горе наше непролазно?
Нынче
обнажают зубы если,
только чтоб куснуть
(у Маяковского — «хватить». — Прим. ред.),
чтоб
лязгнуть.

Вот кусанье и лязганье я и слышу. Ни одного доброго слова. Я уж не говорю об архитекторе Харченко, к которому у меня свой собственный счет. Но и о многих других. Да, на вкус, на цвет товарищей нет. Кому-то, может, нравится. Кому-то не нравится. Но нельзя ни слова благодарности об этом не говорить человеку, который полжизни положил на то, чтобы в театре было еще несколько прекрасных театральных музыкальных помещений. Никто даже об этом не подумал.

А то, что стоит в глубине квартала идеальный, идеальный совершенно, идеальный концертный зал, которому могут позавидовать и Лондон, и Париж, и Нью-Йорк, об этом вообще никто не знает (на улице Писарева, 20. — Прим. ред.). А это сделано при Гергиеве. Вот такие пироги. Поэтому никаких интервью я давать не буду. Понимаете, стыдно.

А вот когда напротив крейсера «Аврора», на том берегу, строится что-то совершенно бездарное, со шпилем, стеклянное здание (видимо, жилой комплекс «Аврора» на Оренбургской, 2. — Прим. ред.), за которое архитектора… я не знаю, что с ним надо сделать. Тут все молчат. И никто не понимает, что такое Петербург. Никто и знать не хочет.

То, что построен этот «Монблан», который портит весь вид, — тоже наплевать всем. Важно укусить человека. А что там будет с городом, всем абсолютно наплевать. Поэтому на эту тему я говорить не хочу.

Вторая сцена Мариинки

Вторая сцена Мариинки

— Мы хотели спросить вас не только про Мариинский театр. Скажите, уместна ли, на ваш взгляд, современная архитектура в центре города?

— Уместна. А почему бы нет? Поезжайте в Чикаго. Поезжайте в Берлин разрушенный. Посмотрите на ту же архитектуру Перро и Мосса. Посмотрите, как сделан новый квартал около Рейхстага. Там он подчеркивает красоту и необычность старых зданий. Все можно делать, только с талантом! И конечно, не воровать так много, как воруют русские архитекторы и строители. 99% денег, которые отпущены на строительство, идут им в карман. Вот и все. В этом весь секрет. Ставить надо к стенке и расстреливать из пулеметов безжалостно. Тогда все будет в порядке.

— Допустимо ли сносить исторические здания в центре города?

— Думаю, нет. Потому что даже самый простой угластый переулок и большая улица с самыми обычными так называемыми домами венской архитектуры, ну доходными домами, является уже му-зе-ем, потому что нигде в мире подобного нет. Да, их надо реставрировать, реконструировать, но сносить их ни в коем случае нельзя. Это облик старого Петербурга. И модерн, и облик города Достоевского, и облик города Пушкина. Их не так уж много осталось. Это надо все сохранять.

Москва превратилась в провинциальный «Диснейленд». Или как там у них называется город в степи, в Америке, город развлечений? Лас-Вегас. Москва — это Лас-Вегас, только провинциальный!  «Лучший портной Парижа», Парижская улица, ну и так далее. Провинция жуткая. Это уже не Москва. Она не пахнет Москвой. И от Кремля ничего не осталось.  Это сплошная вывеска и реклама. В Питере есть свой аромат.  Его надо сохранять.

И сохранять этот аромат должны люди, которые этот аромат чувствуют и любят. А не губят его и не строят высокие башни, чтобы какой-то новый… Тютькин забрался на эту башню и смотрел с высоты на всех на нас. Вот это безобразие.

Аврора и Монблан
«Аврора» и «Монблан»

— Вы говорите о тех людях, которые должны сохранять. А кого вы имеете в виду? Градозащитников?

— Прежде всего, главный художник города. Главный архитектор города. Архитектурный совет города. Да и мы, все граждане, которым должны показывать макеты и проекты будущих строительств в центре города и обустройства его.

Я был у Полтавченко на обсуждении центра города. Предлагается превратить центр в пешеходное место. Это очень даже просто. Только вопрос: а куда деваться автомобилистам? Это не решение проблемы. Или покрыть Конюшенную улицу оранжевыми пластиковыми щитами и поставить  какие-то кофейни… Зачем?  Когда Конюшенная улица и так прекрасна.

А вот построить в глубине квартала гигантскую парковку на шесть — на восемь этажей подземных и на восемь этажей вверх. Которая вместит все автомобили центра! Вот на это надо требовать вложения денег. Вот здесь наша алчность, наша жадность, тупость останавливает. Вот здесь мы строить ничего не будем. Мы лучше построим где-нибудь еще один торгово-развлекательный комплекс. И оттуда можно будет качать бабки. И, как этот Поплавский, или как его (видимо, имеется в виду Сергей Полонский. — Прим. ред.), который сейчас сидит в Камбодже, ехать на острова и пить там с бабами в голом виде. Вот и все.

И оставить центр надо в покое. Он сделан уже, сделан! А для того чтобы где-то подчеркнуть его красоту, тут надо думать. Да, есть здания, которые, понимаете, помешают где-то там.  Но можно поставить рядом с этим домом после долгого обсуждения нечто такое, что подчеркнет красоту этого места.

— А вы можете привести примеры таких мест и зданий?

— Могу. Ну, например. Невский проспект. Дом книги. Там здание совершенно не в стиле Невского проспекта, совершенно выбивающееся из старой русской застройки. Но оно подчеркивает красоту всего того, что вокруг. Вот вам, пожалуйста.

Дом книги на Невском проспекте
Дом книги

— А может быть, вы назовете места в центре Петербурга, красоту которых еще нужно подчеркнуть, построив что-нибудь рядом?

— Я не архитектор. Я не могу ответить на ваш вопрос.

— Еще хотим спросить вас про Апраксин двор. Его собирались реконструировать под мощный, масштабный торгово-развлекательный комплекс…

— Вы понимаете, в чем дело. Я думаю, что все эти комплексы призваны набивать карманы всем этим олигархам, которые завладели большими богатствами. Хватит торгово-развлекательных комплексов, хватит!

— Теперь его хотят отдать под мелкие магазины и ремесленные мастерские.

— Совершенно правильно. Когда я приехал в Амстердам, меня привезли там в Апраксин двор. Я говорю: куда вы меня привели? Это же в Петербурге, точно такое же место. Мне говорят: что вы, что вы! Это дух старого торгового Амстердама. И действительно. Там можно курить анашу. Там можно курить коноплю. Там продаются наркотики. Только в этом месте.

Я не говорю, чтоб в Апраксином было то же самое. Пусть там будут лавки художников или кожевенные лавки. Чтоб там сумки делали. Вот у нас там можно было б сделать как раз прообраз старого Питера! С сеном, с лошадьми. С пивом. С борщом. С вод… Кабаки там могут быть. Могут продаваться какие-то самодельные вещи. Резьба по дереву. Шитье. Сапоги шьют. Вот такое могло бы там быть.

Я видел безумный проект перекрытия Апраксина двора стеклянным колпаком. А сколько на этом колпаке они бабок загребут себе в карман, все эти воры? Эти нувориши. Это же ужас! Не  надо колпаков — они очень просто делаются. Дайте молодым людям девятнадцати-двадцати лет этот проект в руки, они вам такую красоту там наведут! Из этих старых одно-двухэтажных павильонов. Они превратят их в небольшие рынки, лавочки, маленькие сарайчики, кафе. Студии театральные. Там все можно сделать! Не надо никаких оранжевых пластиковых покрытий. Все это чушь собачья.

Вадим Кузьмицкий

Фото: www.peoples.ru
; Дмитрий Ратников




Ссылки по теме:
karpovka.com: 27.06.2014

В начале сентября в Петербурге открывается частный международный институт урбанистики «Среда». «Карповка» побеседовала с его сооснователем Максимом Шпаковским о потребности городов в урбанистах и болевых точках на «теле» Петербурга.

karpovka.com: 04.06.2014

Если проверять достоверность заявлений Смольного об устройстве доступной среды, то с грустью можно констатировать: для людей с ограниченными возможностями доступна только половина из заявленных «готовых» объектов. Согласно статистике самих колясочников, из 15 заявленных объектов реально доступен только один.

karpovka.com: 28.05.2014

«Карповка» побеседовала с Ольгой Синицыной, председателем Российской ассоциации реставраторов, о новых технологиях и тенденциях реставрационного рынка Петербурга.

karpovka.com: 27.05.2014

По иску ООО «Реформа» с активистки могут взыскать 1,3 млн рублей за срыв строительства на Шпалерной, 51. Своими ожиданиями от процесса градозащитница поделилась с «Карповкой».

karpovka.com: 27.05.2014

О том, что наиболее всего тревожит в современном градостроительстве, о загубленных проектах и новом питерском фольклоре «Карповке» рассказал известный писатель и историк Наум Синдаловский.

Комментарии читателей к материалу

  1. Владимир Андреев

    19.02.2013 в 02:32 #1 Отв., Цит.

    @Антон

    Антон, это кто «все»? Все Ваши друзья, может быть, и считают Монблан новым символом города, но за всех петербуржцев отвечать не надо.

  2. Анатолий

    18.02.2013 в 12:52 #2 Отв., Цит.

    Очень жаль что за все эти «художества» на матвиенко не завели уголовных дел, а вместо этого повысили в должности, да «питерская команда» войдет в историю прежде всего как разрушители Великолепной Северной Пальмиры.

    Одни, приходят в этом мир, созидать, другие разворовывать и разрушать.

  3. Гаврилов Сергей

    17.02.2013 в 07:30 #3 Отв., Цит.

    Видно не все в порядке с архитектурой в городе Санкт-Петербурге, если один выдающийся дирижер строит театр, а другой выдающийся артист защищает его убогое решение фасадов,не соответствующее окружающей застройке. “Беда, коль пироги начнет печи сапожник,а сапоги тачать пирожник”… И. А. Крылов, «Щука и Кот»

  4. Горожанин

    14.02.2013 в 19:58 #4 Отв., Цит.

    @eugen1962

    Во всём согласен, кроме ситуации с 31 больницей. Говорят, что радости мало пока vk.com/bolnitsa31

    Олегу Валериановичу — моё уважение и пожелание бодрости и здоровья, т.к. не наклоняется за брошенным ему рублём, не лепечет «жизнь такая», да ещё и нас молодых подбадривает.

  5. Алексей Грачев

    14.02.2013 в 16:17 #5 Отв., Цит.

    Уважаемая редакция!

    Заголовок статьи «Басилашвили: ни одного доброго слова Гергиеву» можно истолковать двояко...

    Тем более выдернутая из контекста фраза «ни одного доброго слова» непосредственно к Гергиеву отношения не имеет!

  6. eugen1962

    14.02.2013 в 13:47 #6 Отв., Цит.

    Горожанин :

    @Прохожий

    Так благодаря именно такому подходу мы и живём ещё здесь, т.е. это не утопия, это работает и даёт воздух сейчас, пока ещё не всё сожрали. А вот противоположный «реалистичный» без сантиментов подход — это ад и он приближается. И жить так можно, но не хочется.

    Поддерживаю, но считаю, что люди сами делают свой выбор. И, хоть «Прохожий», возможно, со мной и не согласится, но и в этом городе большинство горожан решает, какой подход будет реалистичный, а какой нет.

    И не факт, что тот «реалистичный» подход, о котором Вы говорите станет реальностью.

    Но подходы надо, хотя бы, обсуждать, а не просто сидеть, тихо вздыхая от безысходности.

    Да и примеры уже появились какие-никакие: и грядущего ужаса итога «реалистичного подхода» (Москва, о чём Басилашвилли говорит), и «разворотов вспять» (Охта-центр, ВМА, ГБ № 31).

  7. Горожанин

    14.02.2013 в 11:30 #7 Отв., Цит.

    @Прохожий

    Так благодаря именно такому подходу мы и живём ещё здесь, т.е. это не утопия, это работает и даёт воздух сейчас, пока ещё не всё сожрали. А вот противоположный «реалистичный» без сантиментов подход — это ад и он приближается. И жить так можно, но не хочется.

  8. Горожанин

    14.02.2013 в 11:26 #8 Отв., Цит.

    @Антон

    Ты не сможешь подтвердить свои слова.

  9. Сергей

    14.02.2013 в 10:58 #9 Отв., Цит.

    Мудрый человек Олег Валерианович! Главное что будет происходить в театре!

  10. Б.К.

    14.02.2013 в 08:18 #10 Отв., Цит.

    Басилашвили я не обсуждаю, речь о самом Гергиеве. У Гергиева прекрасно все, что моржно услышать. А вот увидеть — уж тут-то дудки! Посмотрите на постановку «Сказания и невидимом граде Китеже» со сценой свадьбы на городской помойке с персонажами в дешевых пластиковых куртках. Посмотрите на «Иоланту», в которой в мае месяце Робер и Водемон появляются в саду Иоланты на лыжах, а сам сад оформлен как больничный барак. Словом, «Слепой музыкант», да и только.

  11. сергей

    14.02.2013 в 00:07 #11 Отв., Цит.

    Ну почему питерцам не нравится современное здание автовокзала со встроенной оперой? Это так оригинально! Даже грузин с осетином имеют одинаковое мнение, а давно ли ругались из-за Цхинвала? Обувная коробка в центре Питера — залог дружбы лучших представителей народов Кавказа. Ура!

  12. Антон

    13.02.2013 в 23:51 #12 Отв., Цит.

    а что старик Басилашвили не знает, что в городе «монблан» все любят и считают новым символом города? Ну поздравляю его, как он верно сказал — я в архитектуре ничего не понимаю, ну так и молчал бы... зачем что-то говорить.

  13. Андрей

    13.02.2013 в 22:06 #13 Отв., Цит.

    @Дмитрий

    Лучше поставить вопрос так: "С какой стати этот «человек» эти самые «награды и звания» имеет?

  14. Nik

    13.02.2013 в 22:05 #14 Отв., Цит.

    Вот Человечище!

  15. Дмитрий

    13.02.2013 в 21:56 #15 Отв., Цит.

    подскажите, пожалуйста, а с какой стати человек, имеющий множество «наград» и «званий», позволяет себе сугубо националистские высказывания, а именно:

    «И конечно, не воровать так много, как воруют РУССКИЕ архитекторы и строители. 99% денег, которые отпущены на строительство, идут им в карман.»

    простой вопрос — а таки басилашвлшман, как,

  16. Не надо ля-ля

    13.02.2013 в 19:11 #16 Отв., Цит.

    >>>>>>>жителю

    ничего, «стерпится- слюбится»

  17. Не надо ля-ля

    13.02.2013 в 19:10 #17 Отв., Цит.

    да нормальное здание, вторая сцена-то. Уж получше Аллочкиного котяха будущего...

  18. житель городка

    13.02.2013 в 19:06 #18 Отв., Цит.

    мариинка 2 — снутри все может быть и хорошо и акустика великолепна, но горожанам каждый день прийдется смотреть на ЭТО — то ли развлекательный торговый центр, то ли люксовую баню — такое впечатление производит ЭТО сооружение, а наш почетный горожанин не удасужился сам даже взглянуть на ЭТО ... Один работник искусства защищает другого

  19. Оксана

    13.02.2013 в 18:15 #19 Отв., Цит.

    Золотые слова, полностью присоединяюсь: «даже самый простой угластый переулок и большая улица с самыми обычными так называемыми домами венской архитектуры, ну доходными домами, является уже му-зе-ем, потому что нигде в мире подобного нет. Да, их надо реставрировать, реконструировать, но сносить их ни в коем случае нельзя».

  20. Прохожий

    13.02.2013 в 18:09 #20 Отв., Цит.

    Честный,по-своему наивный,симпатичный романтик ,стремящийся к справедливости...Читать и трогательно и грусно.

  21. Vladimir

    13.02.2013 в 17:08 #21 Отв., Цит.

    «И, как этот Поплавский, или как его...» — Да, прочно «Мастер и Маргарита» засел в Олега Валериановича :)

Комментарий*:
Да! Я не робот и знаю, что: 
− 6 = ноль
 
Интересное
Лента
Гипермаркеты стали неотъемлемой частью жизни каждого петербуржца. Для города большие магазины — ...
газ
Из-за двух млрд рублей долга Газпром хочет прекратить поставки природного газа Архангельской ТЭЦ.
памятник первостроителям горизонтальный
Ответственность за памятник первостроителям Петербурга, ветшающий недалеко от культового ...
Каменка (22)
«Карповка» побывала в деревне Малой Каменке близ Парашютной улицы — посмотрела на жизнь оставшихся ...
Цирк-(19)
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке закрылся на капитальный ремонт. ...
Короткой строкой
Мнение читателей

2014-07-02 20:12:11
Спасибо большое редакции "Карповки" за помощь со светофором.
Фотопроекты
Коммуналка Пестеля
29.05.2014

«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.

«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.

«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».

Мариинка2
02.06.2014

Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.

Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».

Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Ремейк фильма «А зори здесь тихие…» снимут к 70-летию победы в Великой Отечественной
Михаила Пиотровского наградили премией Montblanc
Федор Бондарчук снимет фильм для Warner Brothers
Эрмитаж изменил цены на билеты
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

Первая станция велопроката в Петербурге открывается в четверг
Сбыт поддельных медицинских документов организовала в Петербурге преступная группа
«Лыжный спринт на Дворцовой» стартует в воскресенье, 6 июля
Экологическую акцию «Благоустроим вместе!» проведут жители Рыбацкого
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2014. 16+
[email protected]
Телефон: 3209308.
Адрес: 192025, Санкт-Петербург,
Магнитогорская, 51 лит.Ж
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно.
«Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320
Наверх