26 июня 2014 , четверг 16:36
RSS
Интервью
12:20, 27.05.2014

Наум Синдаловский: Грустно, что все градостроительство теперь — для галочки 

О том, что наиболее всего тревожит в современном градостроительстве, о загубленных проектах и новом питерском фольклоре «Карповке» рассказал известный писатель и историк Наум Синдаловский.

В День города корреспондент «Карповки» встретился с петербургским писателем, который знает Северную столицу как никто и, вероятно, не мыслит без нее своей жизни, — Наумом Синдаловским. В ходе беседы с ним мы попытались составить список нереализованных по различным причинам, но волнующих общественность градостроительных проектов Петербурга. Автор поделился своим мнением относительно отказа от строительства «Охта-центра», превращения Невского в бульвар, воздвижения в Красном Селе Арки Победы, а также об издании «Неформальной карты Петербурга» и новом городском фольклоре.

«Плюс-минус Нарвские ворота»

Что касается Арки Победы, считаю, идея блестящая, ведь подобный проект необходим городу и в культурологическом, и в цивилизационном плане. Мы с вами наследники античной культуры, а в античной культуре арки устанавливались сначала временно — чтобы встретить победителя достойным образом — и позже повторялись в более прочных материалах как памятники.

И в Петербурге тоже есть такой проект — Нарвские ворота первоначально стояли  в одном месте и, обветшав, через 25 лет были разобраны и переустановлены вновь уже на другой площадке. Архитектор новых триумфальных ворот Стасов очень трепетно и внимательно отнесся к проекту своего предшественника Кваренги и кое-что повторил, но тем не менее это был уже иной проект. По этому поводу даже родилась поговорка, определявшая степень соответствия чему-либо, — «плюс-минус Нарвские ворота». Поэтому, я считаю, повторение Арки Победы абсолютно уместно, но зачем же устанавливать памятник в Красном Селе? В месте, которое к Ленинграду 1945 года не имело никакого отношения? Если там и происходили бои, которые следует прославить, значит, надо воздвигать мемориал, но не триумфальную арку — она ведь не случайно именно так называется. Это триумф победителю, который вошел освобожденный им город.

Кстати, и формальных поводов для повторения арки в Красном Селе я не вижу, потому три временные Арки Победы, воздвигнутые в 1945 году для встречи героев Великой Отечественной войны с фронта, располагались в других местах, которых насчитывалось три. Казалось бы, можно было бы выбрать одно из них и там уже что-то построить.  А то, что происходит сейчас, нельзя назвать градостроительным и не историческим взглядом. Считаю, потомки нам этого не простят, потому что сочтут данный случай фальсификацией истории. То, против чего мы так старательно, но безуспешно боремся.

Триумфальная арка Красное село проект

 Зачем Петербургу бизнес-кварталы?

Меня вообще волнует отсутствие в городе амбициозных проектов. Мне кажется, город мельчает — не в смысле территориальном, а в чисто человеческом. Если раньше преобладало стремление реализовать или хотя бы обозначить какие-то амбициозные проекты — а городу совершенно необходимы проекты, которые бы будили, раздражали общественность, требовали бы творческих подходов к их реализации, — то сейчас в этом плане жизнь замерла, наблюдается некое духовное омертвление. И это советское желание проявиться в рамках каких-то общественно значимых событий, желание властей отметиться, поставить галочку. Грустно, что теперь все наше градостроительство — для галочки. Возможно, поэтому оно приобретает столь сомнительные, а часто и уродливые формы.

На мой взгляд, ошибочным было решение отказаться от строительства на Охте «Охта-центра». Тем более что Матвиенко первоначально ратовала за реализацию этого проекта, а потом вдруг экс-губернатор в одночасье передумала и решила, что строить не нужно. Сослалась на мнение народа. А слепое следование за якобы народным мнением политике очень опасно. Зря отказались тогда от возведения, ведь в этом депрессивном районе «Охта-центр» стал бы градообразующим элементом. Так же, как, например, в свое время на Московском проспекте Дом Советов.

Известно, что строительство в Московском районе было обусловлено важными стратегическими соображениями. Тогда считалось, что нам «угрожала войной Великая Финляндия», и поэтому в северном направлении город развиваться не мог, тогда его центр решено было перенести на юг. Даже Московский проспект тогда называли Советским Невским. И вот застроили пустынную дикую болотистую территорию, а потом оказалось, что Финляндия нам не угрожает, и проект забросили, но он был реализован уже на 90% — там оставалось только поставить правительственные трибуны у фасадов Дома Советов. Согласно задумке архитекторов все парады и демонстрации руководство страны, сидящее на этих трибунах, должно было приветствовать вместе с Лениным, памятник которому планировалось поставить не в центре площади, как сегодня, а непосредственно среди трибун. Проект был недореализован, однако он организовал сам район. Так могло произойти и с Охтой, но пришел новый губернатор и отказался от данного проекта, как и от многих других, необходимых Петербургу, — от Орловского тоннеля, от моста через Неву. Как это обычно бывает, всему нашлось оправдание. Город стал потихонечку умирать.

О том, как казнили за вырубку берез на Невском

Есть еще один сомнительный проект, исходящий из кабинетов Смольного, — превращение части Невского проспекта в отдельные дни в бульвар. Магистраль и без того в отдельные дни перекрывают, когда по ней ходят рокеры, ездят байкеры и так далее. Похоже, что и этот проект разрабатывается опять же для галочки, вследствие отсутствия креативного мышления — вспомним, что на Невском проспекте, начиная с петровских времен, пытались создать пешеходную зону.

При Петре, например, на месте Гостиного Двора располагалась березовая роща. Тому, кто срубал там дерево, давали по шее, по рукам, а бывало — вообще казнили. Потом на этом месте построили Гостиный Двор — Павел I решил создать перед зданием бульвар, посадил березки, в то время бытовал даже стишок народный: «Как император велик, поставил на Невском голик». Голик — это чахлые деревца, примерно то же самое, что сейчас растет у Гостинки. Затем на Невском проспекте бульвар возник сам собой — тот самый, по которому гулял Онегин, «надев широкий боливар». Ученые, правда, до сих пор спорят — имел ли в виду Пушкин Невский проспект или аллею у Адмиралтейства, но это в данном случае и не важно, ведь мы с вами благодаря Гоголю знаем, что на Невский «после обеда каждый должен был выйти, показать себя, свои наряды, проехать в карете или пройти пешком». То есть Невский и был почти всегда бульваром, просто так не назывался.

Невский проспект

И сегодня можно часть Невского выделить для пешеходов и ограничить эту часть от проезда транспорта. Никто, уверяю вас, не пострадает. Задумка эта была заложена в самой градостроительной идее Петербурга. Когда строили Гостиный Двор, предусмотрели аркады — чтобы уберечь людей от непогоды, чтобы они гуляли, а, гуляя, могли заглянуть в лавку. Если посмотреть гравюры середины XIX века, то можно увидеть: почти все здания на Невском имели подобные галереи. Проблему с превращением проспекта в пешеходную дорогу можно решить, сделав, например, такие галереи. Можно найти и другие варианты превращения проспекта в пешеходную дорогу. Главное — постараться избежать советского формализма, о котором мы уже говорили.

Городские подарки

Я думаю, что говорить всерьез о недостающих Петербургу памятниках нельзя: все журналисты должны договориться между собой и раз и навсегда снять этот вопрос, потому что у нас столько имен и событий, что не хватит ни бронзы, ни времени. Причем эти имена и события рождаются постоянно: вчера, например, Цоя не было, сегодня он появился.  Памятник в городе потому и называется монументальным, что вокруг себя должен организовать пространство — это один из важнейших элементов петербургской градостроительной традиции.

Как, например, и церкви. В европейских средневековых городах церкви стоят, тесно прижатые с обеих сторон жилыми зданиями, церковь там играет роль молитвенного дома, в Петербурге же церковь носит некий собирательный статус — все четыре фасада являются центральными. Вокруг — пространство, а площадь, где стоит такой храм, называется соборной. Не зря один советский поэт писал: «И развел собор Казанский руки, обнимая вечер голубой». Та же самая роль у памятника, поэтому ставить памятники только затем, чтобы заполнить незаполненные ниши памяти или в благодарность дарителям — это зачастую во вред городу.

Устанавливать памятник или нет: к каждому случаю должен быть свой индивидуальный подход. Нужно искать выход. Например, подумать о создании аллеи, где бы располагалось сразу несколько памятников с обязательными табличками, на которых упоминались бы имена людей или городов-дарителей.

P. S. Городской фольклор: от «мопса» до «мрачного дяди»

Пара слов о «Неформальной карте Петербурга», сделанной Алексеем Ерофеевым. Она меня, с одной стороны, порадовала, потому что наконец нашлись единомышленники, с другой — огорчила. Открыв карту, я понял, что для ее составителей это всего лишь игра. К сожалению, она имеет мало общего с серьезным подходом к городскому фольклору. Осознав это, я решился на ответное действие — переиздать свой вышедший еще в 2002 году «Словарь петербуржца», но значительно доработав и дополнив его и, главное — каждую фольклорную единицу этого словаря.

Фольклор имеет право на самоценность — это не анекдот в понимании желтой прессы, не игра слов, а серьезный пласт городской культуры, который требует такого же серьезного подхода, поэтому я очень долго словарь комментировал, формулировал каждую статью, объяснял, откуда произошло то или иное выражение и почему оно бытует в повседневном пользовании. Я не занимаюсь фольклором как таковым в чистом виде. Я занимаюсь историей Петербурга, увиденной сквозь призму фольклора, то есть так, как ее видит народ, а не официальный историограф.

При этом надо сказать, что фольклор удивительно точен в своих оценках. Меня, например, поразила характеристика, которую дали наследнику престола, будущему императору Александру III его родственники — они звали его мопсом за его добродушный вид и добродушное поведение. Но это особенно важно в контексте других прозвищ, которые царь получил в будущем… Впрочем, есть и характерные современные лексемы, соответствующие нынешним реалиям — губернатора Полтавченко за его угрюмость люди прозвали «мрачным дядей». Ну, согласитесь, у него и вид такой несчастный, хочется его пожалеть, согласиться с ним: мол, ну черт с ней, с этой аркой в Красном Селе, ладно уж, переживем как-нибудь.

Анна Жаворонкова

Фото: Ксении Чепига, forum.glamour-dog.ru





Ссылки по теме:
karpovka.com: 20.06.2014

Каждый кинотеатр может кроме коллекции фильмов похвастаться еще и богатым прошлым, а также увлекательным настоящим. «Карповка» узнала историю легендарных кинотеатров в центре Петербурга и выяснила, чем они живут сегодня.

karpovka.com: 19.06.2014

Петербург уже окрестили городом синих заборов. Тяжеловесные конструкции — будь то синие железные или серые бетонные заборы — окружили город, как мрачные саркофаги. Они раздражают многих застройщиков, власти и тем более обычных горожан.

karpovka.com: 19.06.2014

По Ленобласти разбросаны сотни прекрасных дворянских усадеб — величественная архитектура, некогда образцовые сады. Сейчас большая часть имений находится в упадке, а процесс их разрушения необратим. Часть памятников еще можно спасти, но на помощь им никто не спешит. «Карповка» выяснила, есть ли шансы на вторую жизнь у нескольких ценных дворянских усадеб Ленинградской области.

karpovka.com: 18.06.2014

«Где припарковать зоопарк?» — этим вопросом задались специалисты центра экспертиз «ЭКОМ» и, дабы найти ответ, организовали тур по возможным местам строительства нового петербургского зоопарка. Главной целью было на практике понять, какая из предложенных площадок наиболее подходит под строительство. А может быть, не подходит ни одна?

karpovka.com: 13.06.2014

Первый этап проекта комплексного развития Кронштадта Kronstadt Vision 2040 презентовали участники магистерской программы ИТМО «Дизайн городских экосистем».

Комментарии читателей к материалу

  1. 12345

    28.05.2014 в 17:22 #1 Отв., Цит.

    Голик — это веник из прутьев.

  2. вЪсовщикъ

    27.05.2014 в 19:02 #2 Отв., Цит.

    кое-что повторил, но это был уже иной проект

    «Охта-центр» стал бы градообразующим элементом

    Нам ведь угрожала войной Великая Финляндия

    =======================================

    без такого фольелора явно не мыслит своей жизни

  3. Робот

    27.05.2014 в 14:18 #3 Отв., Цит.

    @Глеб

    Конечно, его мнение. Он же ведь не законодатель. Но согласитесь, что поступки властей периодически смутны и совершенно непонятны. К примеру, триумфальные ворота и пешеходный Невский?

  4. Глеб

    27.05.2014 в 14:14 #4 Отв., Цит.

    Это его личное мнение, он имеет на него право, однако оно не обязательно должно совпадать с мнением большинства.Так что всё это не истина в последней инстанции.

Комментарий*:
Да! Я не робот и знаю, что: 
− 7 = один
 
Интересное
Кинотеатр Аврора
Каждый кинотеатр может кроме коллекции фильмов похвастаться еще и богатым прошлым, а также ...
синие заборы
Петербург уже окрестили городом синих заборов. Тяжеловесные конструкции — будь то синие железные ...
Ропша
По Ленобласти разбросаны сотни прекрасных дворянских усадеб — величественная архитектура, некогда ...
станция Морская лес
«Где припарковать зоопарк?» — этим вопросом задались специалисты центра экспертиз «ЭКОМ» и, дабы ...
Кронштадт
Первый этап проекта комплексного развития Кронштадта Kronstadt Vision 2040 презентовали участники ...
Короткой строкой
Фотопроекты
Коммуналка Пестеля
29.05.2014

«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.

«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.

«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».

Мариинка2
02.06.2014

Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.

Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».

Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

События недели 26 июня — 3 июля
Герои нашего времени
Против технологического пораженчества
Барабанщик Radiohead готовит новый альбом
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

День рождения зубной щетки
Молодежную премию получат лучшие активисты Московского района
«Бизнес-ангелы» помогут молодым бизнесменам поднять свои проекты
Финны знают, как улучшить дорожную ситуацию в городах Ленобласти
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2014. 16+
[email protected]
Телефон: 3209308.
Адрес: 192025, Санкт-Петербург,
Магнитогорская, 51 лит.Ж
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно.
«Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320