Непрекращающаяся борьба Петербурга со старостью все больше напоминает театр абсурда. Спасение полуживых памятников архитектуры стало уделом наивной юности и слепо верящей старости. Однако их потуги вызывают лишь щемящее ощущение в области грудной клетки.
Легендарная дача Громова в Лопухинском саду является тому ярким примером. По преданиям, здесь давали пышные балы и громкие приемы, на одном из которых, как поговаривают, было подписано соглашение о продаже Аляски. Сейчас же деревянная усадебка на берегу Малой Невки больше походит на громоздкий сарай. Хоть комнаты с витражными окнами, резными стенами, мраморными каминами и продолжают хранить из последних сил остатки былой роскоши, — последние 20 лет подернули интерьеры дымкой ветхости и аварийности.
Потолочные проплешины, лучистые оконные осколки, сбрасывающие штукатурную кожу стены вот уже год кустарным методом пытаются оживить местные жители. Винтаж, конечно, нынче в моде. Поэтому неудивительно, что в прошлом году дача Громова была передана в управление подростково-молодежному центру «Петроградский». Денег на реставрацию здания ни у учреждения, ни у города, конечно, нет. Однако юношеский энтузиазм заставляет ребят рвать когти в поисках инвестиционных средств.
Фотовыставки об истории Петроградского района и пионерского движения (в советские годы на даче Громова был дом пионеров), несколько перфомансов, самодельная библиотека и мебель из подручных материалов — вот тот максимум, которого безденежной молодежи удалось достичь за год. Как ни странно, они не унывают и отчаянно стараются продолжать свою деятельность в поисках доброго дяди-коммерсанта, который даст полмиллиарда рублей на реставрацию дачи.
«Так как здесь нет освещения, отопления и канализации, мы можем проводить какие-то эвенты только в летнее время. В прошлом году мы уже начали проводить социокультурные мероприятия с целью привлечения внимания к сохранению дачи Громова как исторического наследия, — рассказывает заведующая сектором молодежной политики администрации Петроградского района Инна Нарышкина. — Но у нас есть определенные трудности, связанные с тем, что проект направлен на молодежь, а значит, финансирование на реконструкцию найти гораздо сложнее».
Сейчас подростково-молодежный центр «Петроградский» совместно с публичным арт-проектом «Критическая масса» и молодежным театром «Синтез» проводит неделю культурных и образовательных программ на даче Громова. «Мы стараемся обозначить историческую ценность памятника архитектуры и предлагаем обсудить сценарии развития дачи Громова, — подчеркнула куратор проекта «Критическая масса» Анна Биткина. — Мы будем активно работать с прошлым, настоящим и будущим дачи Громова. Ведь мы уже сейчас видим, как инициатива снизу может способствовать решению проблемы».
Правда, на деле этого решения пока не видно. Это подтверждают и пришедшие накануне на дачу Громова старожилы Петроградского района, которые не переставали задавать обживающей здание молодежи вопросы о том, когда здесь что-то изменится. Ведь фактически для хоть какого-то приспособления площадки для посетителей ребята разве что развесили фотографии на стенах, да пригласили голландских дизайнеров, которые сооружают из найденных в подвале и на помойках коробок и досок табуреты, барные стойки и цветочные вазы из плафонов.
«Мы стараемся заботиться об этом здании и не давать ему разрушаться, — не устает повторять Инна Нарышкина. — Ведь с момента передачи его нам в оперативное управление и до окончания реставрации пройдет немало времени. Сейчас мы проводим исследования для понимания того, сколько средств потребуется для консервации дачи Громова и как именно это будет происходить. Потом будут составляться документы на реставрацию. Реконструкция, реставрация и капитальный ремонт здания требуют весьма приличных средств. Сейчас администрация Петроградского района ищет инвесторов и просит городское правительство выделить на это средства из бюджета».
Учитывая практику поиска денег на социально значимые архитектурные проекты, можно смело предположить, что реинкарнации даче Громова придется ждать еще не один год. Ведь вложение средств в создание здесь центра творчества и искусств сродни благотворительности, культура которой в России пока не сформировалась.
Фото: Дарьи Фазлетдиновой
аварийное-здание, администрация-петроградского-района, архитектура, бизнес, деньги, дети, досуг, капремонт-зданий, комитет-по-молодежной-политике, объект_лопухинский-сад, памятник, реконструкция-зданий, реставрация, усадьбы
Запоздалая реставрация Лопухинского сада, которой так рьяно много лет требовали жители Петроградского района, частично сотрет его историческую память. Несмотря на трепетное отношение подрядчика к гению и живописности места, многих привычных старожилам элементов сохранить не удастся.
«Карповка» отыскала петербуржцев, которые так любят свой город, что оставили память о нем на своей коже на всю жизнь. Смотрите подборку настоящих петербургских татуировок.
После того как депутат Госдумы Роман Худяков узрел на сторублевой купюре голого Аполлона, «Карповка» отправилась на прогулку по городу, отыскала несколько примеров «непотребств» в архитектуре Петербурга и узнала, можно ли исправить, по версии некоторых наших законодателей, «недоработку» скульптора.
Заявленные в начале года стахановские планы КРТИ по ремонту, реконструкции и строительству дорог медленно, но верно накрываются медным тазом. Причина тому — неумение чиновников правильно оформлять заказы на проведение работ. Поэтому сотрудникам комитета придется чуть ли не одновременно перекрывать половину города для ремонта и реконструкции дорог.
В начале июля президент России Владимир Путин поручил председателю правительства Дмитрию Медведеву обеспечить бесперебойную работу всех мемориалов «Вечный огонь» в стране. «Карповка» решила выяснить, как обстоят дела с поддержанием Вечного огня в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Евгения
В нашем городе очень много подобных памятников архитектуры, которые требуют больших вложений в реставрацию и уход. Жаль, что на все не хватает денег((